Пресс-релизы

Сбережения 21% казахстанцев значительно пострадали в итоге девальвации

12.03.2014 09:40

Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE при Международном центре журналистики MediaNet провело  опрос казахстанцев c целью выяснить их отношение к девальвации и ее последствиям.

Участниками опроса стали 2000 человек из Астаны, Алматы и всех 14 областных центров Казахстана.

На вопросы ответили 70% женщин и 30% мужчин старше 18 лет.

Методы опроса – интервью по телефону и он-лайн.


Девальвация в феврале 2014 года значительно уменьшила сбережения более одной пятой казахстанцев. Еще 14% признали, что их сбережения тоже пострадали, но в незначительной степени.

Более половины опрошенных (54%) отметили, что их сбережения не пострадали по причине их отсутствия, и только 6% удалось сохранить свои сбережения, так как они хранились в иностранной валюте. Оставшаяся  часть опрошенных (5%) затруднилась с ответом на вопрос о своих потерях из-за девальвации.

Как показал опрос, для многих казахстанцев девальвация и, как следствие, рост цен на многие товары и услуги, отразилась на личном/семейном бюджете. Так пришлось урезать расходы на питание 32% респондентов, 10% стали экономить при покупке одежды, а 8% отложили до лучших времен покупку бытовой техники, а 18% отсрочили крупные приобретения – квартир (домов), автомобилей, отложили проведение ремонта. Снизили расходы на образование своих детей 2,5% опрошенных.

Немногим более десятой части респондентов (10,5%) отметили, что в итоге роста цен вследствие девальвации им приходится в принципе экономить на всем. Для 19% итоги девальвации никак не повлияли на бюджет и на привычный уклад жизни.

В ходе опроса его участников опросили о том, как они намерены компенсировать потерю собственных сбережений или обеспечить додевальвационный уровень жизни. Более трети, а именно 36%, ответили, что ничего предпринимать или менять не будут.

31% участников опроса  намерены компенсировать финансовые потери обращением к работодателям с просьбой увеличить заработную плату, а 15% решили озаботиться поиском более высокооплачиваемой работы.

Более высокооплачиваемую работу в более долгосрочной перспективе намерены искать и еще 7%, но эта часть респондентов высказала сначала необходимость в обучении дополнительным навыкам и умениям. И только 11% пока затруднились ответить о своих действиях для компенсации финансовых потерь.

Девальвация повлияла на планы казахстанцев по сбережению нынешних и будущих накоплений. Впрочем, 25% признали, что накоплений нет и не предвидятся в будущем.

Пятая часть (20%) отдала предпочтение сохранению своих сбережений исключительно в долларах США. Немногим более (23%) теперь будут хранить свои финансы в мультивалютном выражении - часть в долларах США, часть в тенге, часть в евро. 3,5% отдали предпочтение единой европейской валюте – евро. А 18% респондентов, по-прежнему, высказали доверие исключительно национальной валюте – тенге, не взирая ни на какие финансовые риски. Десятая часть опрошенных (10%) затруднились обозначить свою позицию по этому вопросу.

Оставшиеся 0,5% высказались за хранение сбережений в золоте, акциях и даже алмазах.

 

О проекте:

DEMOSCOPE не является социологическим институтом в классическом смысле и не претендует на интерпретацию сложных коннотаций и социологических портретов. Цель проекта – в экспресс-режиме выяснять простое отношение общества к тем или иным вопросам.

DEMOSCOPE направлен на оперативное выяснение мнений граждан Казахстана по актуальным темам и проводится регулярно с помощью телефонного опроса (охватывая все крупнейшие населенные пункты Республики Казахстан) и опроса в Интернете, с амплитудой в 7-15 дней.

Темы для опросов формируются на основе мониторинга СМИ и социальных сетей. На сайте demos.kz есть также возможность для всех пользователей инициировать темы опросов.

DEMOSCOPE задуман не только как инструмент выяснения мнений, но и как простая эффективная возможность для граждан высказаться по важным вопросам и проблемам.

Результаты опросов будут выставляться в виде итогового релиза и инфографики на сайте demos.kz и рассылаться в редакции СМИ в течение 1-2 дней после опроса.

Проект поддержан Фондом им. Конрада Аденауэра.

Результаты исследований не отражают мнение Фонда им. Конрада Аденауэра, Международного центра журналистики «MediaNet», но демонстрируют  точку зрения  опрошенных граждан Казахстана.

 

Дополнительную информацию о проекте можно получить:

Дильнара Джалилова, jalilova.dilnara@gmail.com +7 (727) 272 45 33

Василина Воркова, vassilina.vorkova@gmail.com, +7 (727) 261 66 69

 

Партнеры