Статьи

Журналистика данных: 6 ошибок, которые допускают газеты

25.09.2013 16:00

Газетам пора уже использовать все имеющиеся у них данные для подготовки хороших, подробных статей, отвечающих на вопросы, с которыми сталкиваются читатели.

Слишком многое из того, что в сегодняшних СМИ называется «журналистикой данных» - это всего-навсего создаваемая амбициями «порнография данных» - красивые картинки на основе чисел, не имеющие никакой реальной читательской ценности. Так считает признанный во всем мире "гуру данных", имеющий значительный опыт и авторитет в журналистике.

Джастин Аренстайн, главный стратег и действительный член научного общества «Knight International» Международного центра журналистов в Южной Африке, заявил во время Всемирного форума редакторов в Бангкоке, что новостные компании должны прекратить попытки "влезть" в журналистику данных. Вместо этого, они должны задать себе вопрос: насколько данные могут быть полезными для подготовки хорошей статьи?

«Новые инструменты не заменяют традиционную журналистику», - сказал Аренстайн своей завороженной аудитории во время семинара по вопросам данных длительностью в три часа, которые пролетели как три минуты. «Журналистика данных» - это уже не просто развлечение, уже не просто вуайеризм; это создание инструментов для принятия решений на основе новостей».

Длинные вьющиеся волосы, черная футболка с QR-кодом в форме Африки — внешне Аренстайн полностью соответствует визуальному стереотипу «хакера-ботаника». Он такой и есть. Но в то время как большинство "журналистов данных" имеют опыт в программировании, Аренстайн может похвастать богатым опытом в журналистике и наградами за журналистские расследования, которые он готовил при помощи небольших новостных групп по всей Африке.

Он страстно верит в то, что журналистика данных — и понимание имеющихся инструментов для анализа данных, выявления связей и иллюстрирования всего этого в творческой форме — это самые мощные инструменты в арсенале современного журналиста. В настоящее время он регулярно сотрудничает с «Google», «Mozilla» и «Microsoft», распространяя свою веру.

Ниже представлено мое изложение основных ошибок, которые допускают современные компании — а также способы, позволяющие их избежать — как подчеркивал Аренстайн в своей презентации.

Миф № 1: журналистика данных - дело дорогостоящее, требующее много ресурсов.

Сейчас, во время повальных сокращений, очень много прекрасных идей по журналистике данных проваливаются на первом же препятствии из разряда «Нам нельзя принимать на работу того, кто мог бы этим заниматься». Но Аренстайн указывает, что это — всего лишь неспособность мыслить творчески.

Есть множество грантов и программ, предназначенных для приглашения экспертов по данным в группы журналистов, которыми на международном уровне управляют «Google», «Mozilla» и «Knight International».

Открытый исходный код означает, что вы можете обеспечить вполне достойную продукцию буквально за несколько сотен долларов "живых денег" и за неделю рабочего времени сотрудников (в том числе командированного специалиста по обработке данных).

Миф № 2: лучшая журналистика данных строится на основе новостей.

Нет, это не так. Рост журналистики вызван голодом читателей, которые хотят не просто развлекаться или веселиться, а «извлекать из бурного потока сообщений достоверную информацию, дающую основания для действий».

Аренстайн советует готовить статьи с «длинным хвостом», а не новостные сообщения. Спросите себя: «Какие проблемы мои читатели пытаются решить в жизни?» И посмотрите, какую роль в этом могут сыграть данные.

Это неизменно касается таких областей, как здравоохранение, образование, преступность, правительство, имущество и т.п. Подберите глубокие данные по этим темам и позвольте новостным репортажам стать источником для них.

Миф № 3: У нашего отдела новостей нет времени на освоение журналистики данных.

Ерунда, говорит Аренстайн. Поставьте сотрудникам задачу: в течение двух недель первый час на работе они посвящают самообучению. Бесплатные видео уроки помогут им повысить какие-либо навыки — от создания данных в Excel вплоть до применения открытого исходного кода - в зависимости от уровня их квалификации.

Ознакомьтесь с информацией на сайте schoolofdata.org, который предоставляет модули онлайн-обучения работе с данными.

Миф № 4: Нам нужно будет задействовать отдел ИТ и обеспечить капвложения для закупки программного обеспечения.

Вы уже разобрались? Самое большое препятствие для новостных компаний, занимающихся журналистикой данных — это то, что они думают как газетчики, когда нужно начать думать как хакеры.

Ознакомьтесь с информацией фонда Knight-Funded Ideas, который вкладывает миллионы долларов в финансирование экспериментов, связанных с сообществами и вовлеченностью, в том числе, в журналистику. Большая часть кода поставляется с открытыми исходниками, и он готов к применению.

Миф № 5: У нас нет никаких данных.

Глупости! В государственном органе вам сказали, что они не могут предоставить вам данные. И вы в это верите? Теперь вам снова нужно начать думать как журналист –и найти другой путь.

Найдите через «Google» такие источники, как «открытые данные» и «открытый институт», узнайте, какие источники находится в свободном доступе в вашем регионе.

Превратите свои статьи в базу данных с помощью таких инструментов, как Document Cloud, которые могут помочь вам отсканировать данные из PDF-файлов. Начните расставлять гео-метки в статьях, найдите имена и названия предприятий, установите с ними контакт. Даже ваши собственные базы данных о подписчиках могут быть источником информации.

Миф № 6: Мы должны все делать сами.

«Ни одной медиа-компании не нужно открывать себя заново», - говорит Аренстайн. «Растет международная экосистема и сообщество, а также глобальная сеть людей, заинтересованных в разработке решений, проведении экспериментов — медиа-компании могут подключаться к ним».

Чего же мы ждем?

Оригинал публикации

Источник, редактура, перевод: Редакторский портал

Пресс-релизы
62
Партнеры