Статьи

Как нам обустроить «Саяхат»?

15.09.2017 00:00

В августе в Алматы прошла Летняя школа «Устойчивая городская мобильность. Современные подходы к планированию и проектированию трансформации городских районов», организованная в рамках реализации проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт города Алматы» (CAST). Участникам школы (а это молодые профессионалы в области транспорта, архитектуры и урбанистики из  стран СНГ)  была предоставлена возможность изучить конкретные кейсы городов Алматы и Астаны и разработать решения и рекомендации для улучшения предложенных участков.

На рассмотрение было предложено три проекта: автовокзал «Саяхат» и университет Нархоз в г. Алматы и микрорайон «Целинный» в г. Астана.

Район «Саяхата» долгое время является проблемным участком. Здесь расположены: ТЦ Мерей, центральная мечеть, зеленый базар, станции техобслуживания, школа. Такое количество объектов и учреждений создает много рабочих мест и привлекает к себе людей,  в итоге район  перегружен автомобилями и общественным транспортом.

Проблемы

В первую очередь команда специалистов обратила внимание на работу общественного транспорта, его инфраструктуру и взаимодействие с пассажирами. Исследование  выявило ряд проблем. После ликвидации автовокзала, не было предложено достойной альтернативы для пригородных автобусов, которые были заменены частными такси, и это также спровоцировало большой поток легковых автомобилей и заторы. Люди  вынуждены пользоваться услугами таксистов для того, чтобы добраться до пригородных районов. В вечерние часы  и в часы-пик голосующих пассажиров скапливается такое большое количество, что им приходится ловить такси прямо на проезжей части.

Также на самих автобусных остановках скапливается большое количество автобусов и это создает помехи движению автомобилей и другого общественного транспорта. Причина в том,  что для многих маршрутов  эти остановки являются конечными и автобусам необходимо выждать определенный интервал перед следующим рейсом.

Нет связи между основными транспортными объектами и центрами притяжения. Для того чтобы дойти от станции метро до ближайшей автобусной остановки с междугородними маршрутами необходимо потратить 10 мин..

Решения

Учитывая все эти аспекты,  молодые специалисты предложили создать транспортно-пересадочный узел на пустыре ниже станции метро по улице Фурманова. И «включить» туда 12 пригородных и 3 экспресс маршрутами до Талгара, Иссыка и Капшагая. На данном узле будет предусмотрена посадка с нескольких платформ, отстойно-разворотная площадка, а также кафе и стоянка для автомобилей и такси.

Бульвар Пушкина разделяет жилые районы, вместо связующего стал преградой из-за 3-полосной дороги. Тротуарные дорожки очень узкие,  в южном направлении автомобильный поток не большой,  и дорога заставлена парковкой. Команда экспертов предлагает сделать улицу Пушкина более пешеходно-ориентированной, увеличив ширину тротуара и добавив автобусную и велосипедную линии. Таким образом, это позволит пешеходам спокойно передвигаться по улице, за счет расширившегося пространства.

Внутри квартала по улице Валиханова находится большая станция технического обслуживания. Это создает приток автомобилей и шум. А из-за отсутствия тротуаров  перемещаться по улице - небезопасно. Особенно стоит учесть, что примерно в 70 метрах от станций расположена общеобразовательная школа и по этой улице постоянно ходят школьники. Решение:  участники  летней школы  предлагают  перенести СТО на пустырь рядом со старым автовокзалом.

Азамат Кабдолов

Партнеры