21 февраля Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал заявление. В нём он сообщил о решении отправить в отставку Правительство, которому "не удалось создать реальные стимулы для роста экономики и благосостояния казахстанцев".

Причина №1. "Обработка" растёт, и растёт за счёт нефти

"Рост ВВП в основном обеспечивается за счёт сырьевых ресурсов" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

Валовый внутренний продукт – один из ключевых показателей развития экономики – в Казахстане за 2018 год вырос на 4,1%. Годом ранее – в 2017-м – показатель вырос на 4%, а в 2016-м – на 1%. При этом ВВП Казахстана имеет интересную связь с изменениями цен на нефть: на 2016 год пришлись минимумы по котировкам на чёрное золото – цена опускалась ниже 40 долларов за баррель. Однако в 2017 и 2018 годах нефть начала постепенный рост – вплоть до 70-80 долларов, и ВВП пополз вверх.

"Правительству совместно с Национальным банком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

В январе 2019 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал председателя Национального банка Данияра Акишева за то, что целевые показатели не достигаются работой по развитию экономики.

"Инфляция на уровне 5,3% – это хороший показатель. Однако он достигается за счёт сокращения объёма ликвидности на рынке, а не эффективности экономики. Национальный банк и Правительство плохо работают в данном направлении. Изымая деньги, можно снижать инфляцию ещё больше, при этом неизвестно, каким образом такое решение отразится на экономике", – сказал Нурсултан Назарбаев.

Причина №3. Программы работают, но результаты достигнуты не везде

"Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретные результаты по многим важным направлениям отсутствуют" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

Крупнейшая из программ – это программа индустриализации, которая была запущена ещё в 2010 году для диверсификации экономики. В соответствии с госпрограммой страна должна была отойти от сырьевой зависимости и развивать обрабатывающую промышленность. Конкретные показатели, например, рост доли обрабатывающей промышленности в ВВП закладывались ещё в 2003 году в Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года. Тогда цель установили в районе 13%. В 2017 году, спустя семь лет после принятия уже другой программы индустриального развития, этот показатель составил порядка 12%.

Причина №4. Общество без общего труда

"Создаётся недостаточное количество продуктивных рабочих мест, особенно на селе. Малый и средний бизнес так и не превратился в драйвер роста, его развитие не стало основной задачей акимов и министров" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

В 2012 году в рамках социальной модернизации страны Президент предложил идею "Общества всеобщего труда". Она должна была базироваться на подтягивании отстающих сфер, регионов и других показателей к стандартам и нормам социального развития. Были запущены госпрограммы, нацеленные на повышение качества и уровня жизни населения – "Занятость-2020" и "Дорожная карта бизнеса – 2020", которые должны были решить вопросы с безработицей и снизить порог бедности.

Однако это не принесло должных результатов – в стране не появились сильные предприятия, а вялая реализация на местах не обеспечила достижение намеченных показателей. В 2018 году Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу Правительства за неэффективную поддержку предпринимателей и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.

"Хорошо, я говорю: дайте деньги бизнесу, будем финансировать. Но кто будет брать эти кредиты? Где эти предприятия, которые способны возвратить их? Это вопрос Правительства, а не банка. Всё дело в том, что эти кредиты некому брать и некому возвращать. Дайте нам предприятия, которые нормально работают, деньги используют и вернут с процентами", – сказал тогда глава государства.

Также в стране наблюдается рост числа безработных. В 2017 году в Евразийской экономической комиссии отметили, что за год количество казахстанцев, стоящих на учёте на бирже труда, увеличилось на 37,7%. Этот показатель стал самым высоким среди государств-членов ЕАЭС. Однако данные национального Комитета по статистике за тот год указывали, что общее количество соискателей в стране достигло 435,9 тысячи человек, а уровень безработицы составлял всего 4,9%.

Численность безработных в странах ЕАЭС / Графика ЕЭК

Причина №5. Если доходы населения не повышаются, то Правительство не справляется

"Реальные доходы населения не увеличиваются. Растёт доля расходов на продукты питания в бюджете семей" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

По данным отчёта о глобальном благосостоянии за 2017 год, составленном Credit Suisse Research Institute, Казахстан был зачислен в группу бедных стран. В республике доходы меньше 10 000 долларов имеют 97,6% населения. И Нурсултан Назарбаев не раз акцентировал внимание кабмина на то, что деятельность госорганов должна быть ориентирована на повышение благосостояния простых граждан.

Причина №6. Формальный подход и критика системы социальных выплат

"В результате формального подхода исполнительных органов часть социально уязвимых слоёв населения не охвачена адресной социальной помощью" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

В 2018 году в Казахстане прошла очередная реформа системы соцобеспечения. Адресная социальная помощь (АСП) в новом формате стала выплачиваться социально уязвимым слоям населения в двух видах: безусловном и обусловленном. В бюджете на эти цели было выделено 29,8 млрд тенге. Первый вид АСП выплачивался семьям, в которых не было ни одного трудоспособного члена. Но если был хотя бы один член семьи, способный работать, то с ним заключался социальный контракт. Гражданину гарантировались обучение новой профессии, поиск работы и трудоустройство. Сразу постоянное рабочее место при этом органы соцзащиты не обещали, однако казахстанец мог рассчитывать на временную или сезонную работу.

Такой подход, по мнению экспертов профильного Министерства труда и соцзащиты РК, обеспечивал личную заинтересованность гражданина в росте дохода и социального статуса. В ноябре 2018 года на тот момент глава МТСЗН Мадина Абылкасымова заявила, что выплатами адресной социальной помощи охвачены 534 тысячи человек, примерно 103 тысячи семей (в 2017 году адресную социальную помощь получали всего 5,3 тысячи семей). Критики в ответ заявляли, что государство ошибочно засчитывает в качестве дохода бедных семей иные виды выплат – от пенсий до средств, вырученных от продажи продуктов с подсобного хозяйства. Мажилисмены предложили не учитывать в этом перечне стипендии и выплаты по инвалидности. Однако ведомство эти предложения пока лишь обещало учесть.

После трагедии с гибелью 5 детей в семье Ситер в начале февраля в Астане всё внимание граждан было приковано к проблемам многодетных семей. Митинги матерей привели к тому, что целый перечень их проблемных вопросов попал в повестку рабочей группы кабмина. Той самой, что создана специально для разработки мер по улучшению качества жизни казахстанцев. Матери заявляли не только об отсутствии жилья, но и критиковали низкий размер пособия для многодетных семей. Позже глава Минфина Смаилов заявил, что Правительство изыщет резервы для поднятия размера выплат многодетным до 20 тысяч тенге в месяц.

Причина № 7. Неумение чиновников слышать народ и разъяснять политику

"Всё это усугубляется неумением членов Правительства, министров, акимов, работать с населением, выслушивать проблемы людей, разъяснять им проводимую работу и политику" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

Чаще всего президентская критика в адрес правительства Сагинтаева звучала по поводу нежелания и неумения государственных служащих прислушиваться к народу. Нурсултан Назарбаев регулярно рекомендовал министрам и акимам выйти к людям и жить скромнее. Условий для эффективного государственного управления, по словам Президента, в стране достаточно: была внедрена новая факторно-балльная система оплаты труда госслужащих. Согласно новой схеме, управленец прямо заинтересован в достижении конкретных результатов. Регионы на всех уровнях исполнительной власти с 2020 года получат право самостоятельного бюджета, а значит, чиновники на местах должны быть крайне заинтересованы в развитии местного самоуправления и в контакте с гражданами.

informburo.kz