Статьи

Антикризисные меры стран Центральной Азии по борьбе с пандемией

09.06.2020 00:00

Доклад Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), вышедший 15 апреля 2020, анализирует антикризисные меры стран Центральной Азии, Афганистана и Монголии, призванные преодолеть последствия глобальной пандемии коронавируса. ОЭСР ведет большую и детальную работу по анализу экономической ситуации и мер, предпринятых для борьбы с коронавирусом, по всему миру.

Здравоохранение на собственные средства населения

Эпидемия выявила слабости систем здравоохранения. Авторы доклада отмечают, что средний региональный показатель расходов на здравоохранение по Центральной Азии был на уровне 6,3% ВВП или около 740 долл. США на душу населения по курсу паритета покупательной способности, что значительно ниже среднего показателя по странам ОЭСР (данные Всемирного Банка, 2016). Недофинансирование системы здравоохранения правительствами стран Центральной Азии привело к тому, что большая доля расходов на здравоохранение легла на население. Так, расходы на здравоохранение у населения в Центральной Азии одни из самых высоких в мире. Личные средства населения покрывали от 50% до 80% от общих расходов на услуги здравоохранения в 2016 году. Этот показатель медленно рос в последние шесть лет. Даже если эти расходы ниже, например, в как Казахстане (35%), эффективность системы здравоохранения значительно отстает от показателей стран ОЭСР.

Авторы доклада также приводят риски, которые могут усилить нагрузку на систему здравоохранения ряда стран, значительно зависящих от трудовой миграции. Снижение спроса на рабочую силы в принимающих странах, а также закрытие границ приведет к тому, что большее число мигрантов будут вынуждены остаться дома. Это в свою очередь увеличит количество бенефициаров национальной системы здравоохранения и социальной защиты. Вторая группа риска – мигранты в странах назначения с высоким уровнем риска инфицирования, не имеющие надлежащего медицинского обслуживания. По возвращению эти мигранты могут привести к повторному внедрению вируса в страны Центральной Азии и начать вторую волну заражений.

Экономические последствия пандемии коронавируса в Центральной Азии

Снижение цен на углеводороды стало существенным, если не катастрофическим для экономик Центральной Азии. Авторы доклада отмечают, что сокращение доходов от глобального падения цен на сырьевые товары в 2020 году повторяет тенденции глобального финансового кризиса 2008 года и валютного кризиса 2014-15 годов, когда последствия внешних кризисов резко сократили экономический рост в странах ЦА и обнажили несостоятельность ресурсоемких моделей роста для долгосрочного устойчивого развития. По предварительным оценочным данным ОЭСР, каждый месяц сдерживания пандемии коронавируса (например, ограничения в частном передвижении, предоставлении общественных услуг и ведении бизнес-операций) предполагает снижение объема производства, равное 2 процентным пунктам годового ВВП страны. Если вышеупомянутые меры сдерживания продлятся до трех месяцев без компенсирующих факторов для экономики, страны рискуют потерять от 4 до 6 процентных пунктов в годовом росте ВВП.

Макроэкономические показатели

Центральноазиатские страны потеряли значительную часть своих доходов. Экспортеры углеводородов, такие как Казахстан и Туркменистан, на фоне низких цен на нефть и газ и закрытия границ значительно снизили производство металлургической отрасли и ее экспорт. Национальные бюджеты Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана недополучили значительные средства из-за сокращения торговых операций, оттока трудовых мигрантов из России, Турции и Казахстана. Правительства стран ЦА сокращают государственные расходы.

Из-за девальвации российского рубля и казахстанского тенге по отношению к доллару под давлением оказались национальные валюты их торговых партнеров – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Поддержание национальной валюты легло дополнительным бременем на бюджет стран. Из-за пандемии денежные переводы сократились на 14% в Кыргызстане и существенно в Таджикистане. Более того, данные страны имеют высокие уровни внешнего долга, что значительно снижает возможности стран для получения новых кредитов и грядущие сложности с выплатой иностранных займов.

Торговля и экспорт

Поскольку и страны Центральной Азии, и их основные торговые партнеры закрыли границы из-за пандемии, в целом в регионе значительно сократилось производство товаров, их сбыт и потребление. В первом квартале 2020 года сократился китайский импорт из Центральной Азии. Правительство Китая урезало запланированные закупки газа из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Согласно данным торгового оборота Китая, в январе и феврале импорт из Туркменистана снизился более чем на 17% и 35%, соответственно, учитывая, что в последние годы более 75-80% экспорта Туркменистана приходилось на Китай. Также упал товарооборот с Кыргызстаном почти на 12%. Похожая ситуация с остальными не менее важными торговыми партнерами стран Центральной Азии – Россия, Иран, ряд стран ЕС и ЕАЭС.

Рост безработицы

Введенный в большинстве стран ЦА режим чрезвычайного положения привел к росту числа людей, находящихся в неоплачиваемом отпуске или потерявших работу. Учитывая значительное число людей, занятых в неформальном секторе, и возвращение трудовых мигрантов, масштабы кризиса в области занятости могут быть еще более удручающими. В формальном секторе в Таджикистане занято всего 13% от общей занятости, а в Узбекистане – около 30%. По оценкам МВФ (2020), по меньшей мере 1,5 миллиона человек в Казахстане и около 1,8 миллиона человек в Кыргызстане находятся в неоплачиваемом отпуске или потеряли работу.

Ответные меры правительств стран ЦА

Практически сразу после объявления первых случаев зараженных коронавирусом правительства стран Центральной Азии, в том числе Таджикистана и Туркменистана, разработали и ввели ответные меры в сфере здравоохранения и экономике. Первый пакет государственных мер был направлен на сферу здравоохранения. Второй пакет государственных мер был призван решить экономические последствия кризиса.

Жесткие меры в сфере здравоохранения были введены в Казахстане, Кыргызстане, и Узбекистане. Данные страны объявили режим чрезвычайного положения в областях, где пандемия распространялась стремительно. Более мягкая форма – карантин -был введен в областях, где отсутствовал коронавирус. Были предприняты все меры для самоизоляции людей. Правительства стран ограничили мобильность граждан, общественный транспорт и запретили все общественные собрания. Также были закрыты общественные места, учебные заведения и торговые центры. Наземные границы закрыты, все грузы отменены, а иностранным гражданам временно запрещен проезд. Торговля в значительной степени была прервана, за исключением товаров первой необходимости. Власти Таджикистана и Туркменистана, где нет официально подтвержденных случаев зараженных коронавирусом, обошлись закрытием границ, ограничением перемещения граждан и грузовых перевозок и контролем цен на продовольственные продукты. Правительства этих двух стран не стали закрывать детские сады, школы, университеты или другие общественные места, включая мечети, общественный транспорт и игровые площадки. Однако все общественные места проходят дезинфекцию. Также проводятся информационные кампании для информирования населения о воздействии вируса.

Страны с более устойчивым бюджетом сформулировали антикризисный пакет, Казахстан в размере 10 миллиардов долларов США (4,4 триллиона тенге или около 6-7% ВВП) и Узбекистан в размере 950 млн. евро (10 трлн. сумов или 1,5% от ВВП) для смягчения экономических последствий пандемии. Большинство стран региона разработали конкретные экономические меры, направленные на поддержку предпринимательской деятельности. Национальные банки ряда стран облегчили операции по рефинансированию для коммерческих банков и ослабили ограничения на требования ликвидности банков. Для предприятий, наоборот, создаются условия для повышения ликвидности и упрощены кредитные линии. Кроме этого, были продлены или приостановлены сроки выплаты по существующим кредитам.

Другой политический ответ связан с налогообложением, когда правительства стран ЦА, среди прочих мер, предоставили налоговые льготы и налоговые каникулы для МСП, продлили сроки предоставления налоговых деклараций до 3-х месяцев, продлили сроки налоговых платежей, приостановили налоговые проверки или освободили большую часть предприятий от социальных взносов. Были предприняты меры по социальной защите и предоставлены субсидии, а также продовольственные корзины наиболее уязвимым.

Страны получили чрезвычайное финансирование для смягчения непосредственного экономического воздействия вируса. Например, Кыргызстан был первой страной, получившей средства от МВФ в объеме 120 млн долларов США. ЕБРР также предложил Кыргызстану меры льготного финансирования для МСП и механизмы экстренного финансирования для защиты ликвидности банков. Российский фонд развития Кыргызстана также упростил процедуры для облегчения кредитования бизнеса. В Таджикистане, МВФ финансирует План действий, разработанный в 2018 году для снижения воздействия внешних рисков на национальную экономику. План действий направлен на обеспечение продовольственной безопасности, стабилизации цен на основные товары и поддержку уязвимых слоев населения. Кроме того, МВФ одобрил немедленное списание долга правительству Таджикистана, а ЕС предоставит помощь в размере 48 миллионов евро.

Таблица № 1 Обзор основных ответных мер, предпринятых странами ЦА в ответ на пандемию коронавируса, на 14 апреля 2020.

  Население

 

(Меры в сфере общественного здравоохранения)

Макростабильность

 

(Монетарная политика)

Фирмам – меры экономической поддержки
Финансовые Налоговые Другие
Казахстан Объявление чрезвычайного положения

 

Закрытие всех границ для иностранных граждан

Закрытие общественных мест

Объявление карантина в главных городах

Приостановление воздушных и железнодорожных движений

Запрет на экспорт основных продуктов питания

Контроль цен на продукты питания

Первоначальное повышение учетной ставки с 9,25% до 12%, затем снижение до 9,5%.

 

Облегчение операций коммерческих банков рефи

Рекомендации ОЭСР для стран Центральной Азии:

 

  • Введение мер против пандемии парализовало как формальные, так и неформальные экономики, что оставило большую часть населения стран без средств к существованию. Поэтому, как отмечают авторы, необходимо ввести минимальный уровень социальной защиты для всего населения. Например, Марокко выплачивает пособия по безработице неформальным работникам через мобильные платежные платформы, которые позволяют собирать данные о неформальном секторе.
  • Расширить общественный контроль и мониторинг деятельности государственных органов во время пандемии. Во многих странах наблюдается попытки использования кризиса в некоторых странах для усиления политического контроля и ограничения гражданского пространства. Поэтому очень важно в контексте нынешнего кризиса расширить общественный контроль.
  • Крайне важно, чтобы при решении непосредственных социально-экономических последствий пандемии правительства стран ЦА продолжали динамику структурных и правовых реформ, которые повышают их устойчивость в долгосрочной перспективе. Правительствам исключительно важно не только учитывать потребности частного сектора здесь и сейчас, но и принимать нормативные, политические и инвестиционные решения для развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
  • Правительства Центральной Азии должны обеспечить бесперебойную работу важнейших и связанных с чрезвычайными ситуациями секторов на протяжении всего кризиса, включая здравоохранение, электроэнергию, коммунальную и телекоммуникационную инфраструктуру, а также снабжение и распределение продовольствия.
  • Содействовать оцифровке коммуникаций и деятельности предприятий и поощрять программы по переходу от физической активности к онлайн-порталам бизнеса. Данные инициативы хорошо согласуются с цифровыми приоритетами и достижениями за последние несколько лет в странах Центральной Азии. Важно не только продолжить, но углубить работы в этом направлении.

Источник: https://caa-network.org/archives/19649

Пресс-релизы
66
Партнеры