Статьи

В Казахстане кардинально обновляют школьную программу. Как идет процесс?

16.11.2018 00:00

Фото: Жанара Каримова

В прошлом учебном году министерство образования и науки реформировало школьную программу. Изменения в нее вносятся до сих пор, а ученики казахстанских школ пытаются привыкнуть к нововведениям. По «обновлёнке», как ее успели окрестить учителя, с этого года учатся младшие и средние классы - с первого по восьмой. обновляют школьную
программу. 

Как изменилась школьная программа?

Школьную программу попытались сделать максимально объемной, а детей научить не только зубрежке, но и функциональной грамотности. Это и послужило причиной серьезных изменений и корректировок во всех пунктах обучения.

Еще в прошлом учебном году многие школы Казахстана перешли на пятидневную учебную неделю. Но если в 2016 году пять дней в неделю учились только первые, вторые, пятые и седьмые классы, то в этом году министерство образования рекомендовало вернуть ученикам всех классов заслуженный выходной. Кроме того, если раньше на урок отводилось 45 минут, то в этом и следующих годах это время сократится на 5 минут.

Минобразования также сократило некоторые предметные часы. Например, в первых и вторых классах дети будут учиться на два часа меньше обычного (28 вместо 30 часов), а в восьмых и девятых классах - на четыре часа (38 часов вместо 42). В программы некоторых классов попали предметы, которые ранее изучались в старших классах.

Ученикам снизили объем домашнего задания, теперь для каждого звена есть определенные временные «нормативы».

Система оценки знаний в корне изменилась. В новой программе нет привычных отметок, теперь отследить успехи и предугадать четвертные и годовые отметки ученика стало тяжело. Новая критериальная система оценки - это, по сути, несколько суммативных оценок за разделы (СОРы) и суммативная оценка за четверть (СОЧ). Четвертная оценка выставляется путем сложения баллов за каждый СОР и СОЧ, а каждому баллу соответствует своя отметка.

Помимо учеников и их родителей, под школьные реформы попали и учителя. Министерство образования обещает выплачивать учителям надбавки от 30% до 50% за их квалификацию, которая будет определяться с помощью различных аттестационных тестов.

В этом учебном году под обновлённую программу, кроме первых, вторых, пятых и седьмых классов, попали третьи, шестые и восьмые классы. Уже к 2020 году ожидается полный перевод казахстанского образования на новую программу.

«Пока программа вызывает сопротивление»

Родители уже второй год пытаются приспособиться к новой программе и помочь своим детям. Шумиха в интернете никак не утихает: взрослые и ученики продолжают возмущаться из-за учебников, СОРов и пятидневки. В некоторых школах ученикам восьмых классов приходится учиться по восемь уроков ежедневно, потому что вместить все учебные часы в пять дней у школ получается с трудом.

«Идеальных программ нет»

Педагоги стараются не поднимать шум, несмотря на то, что многим из них тоже не нравится программа. За год учителя более-менее приспособились к «обновлёнке» и стараются помочь своим ученикам понять и принять ее.

Учитель физики одной из школ Алматы Жанна (имя изменено - V), считает, что ни старая, ни новая программа не идеальны. По ее словам, преподаватели считают, что в скором времени все недостатки будут исправлены. «Меня возмущает отсутствие оценок. Я, как учитель физики, не могу понять, что значит «Молодец» или «Старайся», потому что у меня каждая отметка была расписана до мелочей. Например, пятерка - это идеальное понимание темы и решение задач без единой ошибки, а двойка - отсутствие каких-либо знаний по заданной теме. Пятибалльная система оценивания - это уже очень субъективно, что уж говорить о словах?», - отмечает учитель.

«Кроме этого, я недоумеваю со слов министра здравоохранения, который недавно сказал, что у учеников младших классов школьный портфель должен весить не больше двух килограмм. Почему это не учитывалось, когда печатали учебники? Если взвесить сумки ребят, то они носят гораздо больше, чем два килограмма. И вроде как уже разрешили носить с собой планшеты, на которые можно скачать все учебные пособия, однако даже в некоторых частных школах не каждый может позволить себе такой гаджет», - уверена Жанна.

В Обзоре среднего образования в Казахстане, был сделан вывод о том, что учебные программы среднего образования «не дали возможности ученикам достичь минимального уровня функциональной и математической грамотности и не способствовали развитию навыков мышления высокого уровня 

 

Программа для «навыков мышления высокого уровня»

В Минобразования в последний год часто отвечали родителям, недовольным обновленной программой, твердо заявляя, что менять ее тем не менее не собираются.

Сауле Кабимолдаева, руководитель управления комитета по контролю в сфере образования и науки, в ответе на запрос Vласти, указывает, что «по результатам международных исследований PISA в 2012 году казахстанские школьники заняли 63-е место из 65-ти по уровню читательской грамотности, 49 место – по математике». «В Обзоре среднего образования в Казахстане, был сделан вывод о том, что учебные программы среднего образования «не дали возможности ученикам достичь минимального уровня функциональной и математической грамотности и не способствовали развитию навыков мышления высокого уровня», - поясняют в Минобразования.

По данным ведомства, обновленная школьная программа базируется на ожидаемых от ученика результатах, а не на содержании. Сама программа составлялась на примере образовательных практик стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показавших высокие результаты по итогам международных исследований (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS и др.). Перед внедрением обновленного содержания школьной программы, она была успешно апробирована в «Назарбаев Интеллектуальных школах».

Кабимолдаева также отметила, что педагоги имеют право самостоятельно составлять задания для СОРов и СОЧей, но они обязательно должны соответствовать содержанию программы по предмету. Кроме того, учителя обязаны придерживаться нормативов по выполнению домашнего задания и не должны перегружать учеников большими объемами заданий на дом.

Реформа школьной программы – одна из многих, которые проходят сейчас в системе образования. Другие примеры – введение подушевой системы финансирования в образованиитрехъязычного обучения или академической свободы в вузах. Очевидно, что это не последние изменения, которые произойдут в школах, колледжах и вузах, а быстрого эффекта от них не будет. Но сворачивать с пути реформ в министерстве образования явно не готовы, значит, всем участникам останется принимать изменения и добиваться их улучшения, вне зависимости от того, как они сейчас относятся к этим переменам.

Источник: vlast.kz

 

Комментарии
Добавить комментарий
Представьтесь
E-mail
Введите код с картинки
Партнеры