Статьи

Эпоха постправды: почему побеждает технология популизма

22.01.2019 00:00

Наше сознание постоянно становится объектом манипулирования со стороны огромного количества инструментов, таких как СМИ, Интернет, кинематограф, музыка, культура. Внедряя определенные тренды в культурное ядро, можно переформатировать сознание и судьбы целых государств и народов. Как современные популисты используют медиатехнологии конструирования и распространение постправды в своей борьбе с либеральной демократией, "Апострофу" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко.

Традиционные инструменты конструирования постправды

Оксфордский словарь дает следующее определение постправды: "Слово описывает обстоятельства, при которых объективные факты менее важны для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям". Постправда – инструмент манипулирования общественным мнением и сознанием. Именно из-за манипулирования необходимо рассматривать современную "эпоху постправды".

Механизм работы постправды имеет определенное сходство с механизмами работы пропаганды и манипуляции. К основным характеристикам постправды можно отнести: 1) апеллирование к эмоциям и личным убеждениям аудитории (постправда – это новости, которые встраиваются в картину мира зрителя) 2) умышленное замалчивание объективных или противоречащих заданной концепции фактов, то есть акцентируется внимание только на необходимой части информации, тогда как другая просто скрывается; 3) информационная перегрузка, трансляция непрерывного потока новостей, основная часть которого состоит из абстрактных соображений; 4) комбинирование правды и лжи; 5) появление информации в "удачный" момент, то есть когда она наиболее ожидаемая; 6) провокация бурной реакции аудитории посредством представления "сенсационной" смысловой нагрузки содержания постправды.

Новые медиатехнологии конструирования и распространение постправды

Помимо традиционных инструментов влияния СМИ на аудиторию необходимо рассмотреть новые медиатехнологии конструирования и распространение постправды: 1) персонификация политики (личность политического лидера становится важнее его идей) 2) эмоционализация политики (стремительное развитие интернета способствует смещению фокуса внимания аудитории на эмоции и чувства) 3) развлекательная политика (упрощение и схематизация сложных тем совместно с юмористической подачей информации ведет к эмоциональному восприятию политики в целом).

Часто СМИ допускают субъективное отражение событий, будучи при этом не только первоисточником, но и единственным каналом получения политической информации для аудитории. Например, вирусный медиаконтент в социальных сетях, таких как Facebook, Twitter или Instagram, является основным источником политической информации для значительного числа граждан. За счет коллективного характера распространения ожидается истинность информации и повышается уровень доверия к контенту, но при этом не учитывается вероятность возникновения и циркуляции дезинформации (так называемых "fake news").

Не менее важно в "эпоху постправды" создавать новых героев или воспевать давно забытых в кинематографе, литературе; неважно, насколько это соответствует действительности; эти герои могут быть вымышленными. Граница между реальностью и вымыслом в постправде становится все более размытой. В современном обществе существует борьба дискурсов и идентичность людей зависит от дискурсивных процессов. Именно власть создает идентичность и отношение индивидов друг к другу, то есть индивид сам является частью дискурса. В то же время социальные группы, которые не обладают доминирующей идентичностью, становятся «чужими», что порождает социальные антагонизмы.

Таким образом, "общество постправды" появилось потому, что, во-первых, либеральная демократия вступила в ту фазу, когда стали раздвигаться и размываться границы дозволенного; во-вторых, развитие информационных технологий и соцсетей достигло того уровня, когда с их помощью индивиды и малые группы смогли оказать политическое влияние; в-третьих, сложилось гедонистическое массовое информационное общество, околдованное популизмом, которое обожает сенсации и предпочитает душевный комфорт и простые решения. В результате механизмы формирования сетевого информационного поля стали задавать парадигму манипулирования всем массовым сознанием, когда свобода выбора и самовыражения оказались в узком коридоре искаженной политической реальности, за пределы которого нелегко вырваться.

Популистским партиям и движениям, уделяющим особое внимание системе коммуникации и личностям своих лидеров, гораздо легче адаптироваться к новой среде, нежели мейнстримным партиям, чем и обуславливаются их растущие электоральные победы. В политическом процессе на постсоциалистическом пространстве происходят долгосрочные изменения, которые способствуют распространению популизма: политика становится все более персонализированной и ориентированной на социальные сети и СМИ. При таких условиях постправда становится мощным оружием в руках популистов, которые сейчас довольно удачно ее применяют против либеральной демократии и ценностей открытого общества.

Истоник: apostrophe.ua

Партнеры