Статьи

"Откат на 30 лет назад". Зачем Жапаров переписывает Конституцию Кыргызстана?

18.11.2020 00:00
Садыр Жапаров

В Кыргызстане в один день выберут нового президента и перепишут Конституцию. Конституционную реформу инициировал Садыр Жапаров, пришедший к власти после октябрьских протестов, поскольку посчитал, что парламентаризм в Кыргызстане не работает. Но противники обвиняют его в попытках узурпации власти и увода страны с пути демократии. 

Последние парламентские выборы в Кыргызстане закончились политическим кризисом и неожиданной сменой власти. Президент страны ушел в отставку, итоги выборов аннулировали, и власть оказалась фактически сосредоточена в руках нового премьер-министра и по совместительству исполняющего обязанности президента Садыра Жапарова. Единственным независимым от него органом власти остался парламент - депутаты шестого созыва продолжали работать.

Теперь по инициативе Жапарова в стране хотят в десятый раз переписать Конституцию - это его главная политическая реформа за 31 день во главе страны. 14 ноября Жапаров сложил полномочия, чтобы участвовать в президентской гонке. 

Проект будет на общественном обсуждении ровно месяц, после чего парламент вынесет его на референдум, который авторы собираются провести в день выборов президента, 10 января 2021 года.

В чем суть реформы Жапарова?

Новый проект Конституции Кыргызстана писался за закрытыми дверями, и хотя Жапаров несколько раз заявлял, что он почти готов, кыргызстанцы не знали ни имен авторов проекта, ни сути предлагаемых изменений. Как оказалось, инициаторами проекта выступили целых 80 депутатов Жогорку Кенеша (нынешнего парламента страны).

Главное предложение Садыра Жапарова и его партии "Мекенчил" - сменить форму правления в стране с парламентско-президентской на президентскую. 51-летний кандидат в президенты аргументирует это тем, что парламентаризм и партийная система "дискредитировали себя". 

Согласно обнародованному проекту Конституции, президент сможет назначать и увольнять членов правительства, председателей государственных комитетов и руководителей иных органов исполнительной власти. Он также может предлагать законопроекты, а не только утверждать их. Таким образом, вся исполнительная власть будет в руках президента и подчиненного ему правительства. 

Авторы предлагают смешанный тип парламента, избранного по мажоритарному и пропорциональному типу, количество депутатов в котором будет сокращено на четверть (со 120 до 90).

А "надзирателем" над президентом и парламентом станет народный курултай, определенный в проекте как высший совещательный, консультативный и координирующий орган народовластия (статья 7 Конституции). Народный курултай наделяется правом заслушивать отчеты президента, спикера парламента и спикера курултая. Ни в одной из других центральноазиатских стран нет такого института власти.

В проекте также предлагается разделить Конституционный и Верховный суды и их полномочия и запретить деятельность печатных и электронных изданий и массовые мероприятия, которые "противоречат общепринятым нравственным ценностям и традициям народов Кыргызстана". Многие рассматривают эту поправку как попытку властей цензурировать независимые СМИ.

Что говорят сторонники и противники реформы? 

К рвению Жапарова переписать Конституцию кыргызстанцы относятся по-разному. Сторонники Жапарова, а это в основном жители регионов страны (где проживает более 70 процентов населения) и мигранты (по разным подсчетам, от 800 до миллиона киргизских граждан работают в России из-за невозможности трудоустройства дома), говорят, что возвращение президентской формы правления - единственный способ вновь привлечь власть к ответственности.

"Не вполне состоявшийся парламентаризм и грязные выборы в Кыргызстане стали причиной недовольства населения, и если во время государственных переворотов в 2005 и 2010 годах люди могли обвинить в коррупции конкретного человека - "Акаев кетсин!"("Акаев пошел вон!") или "Бакиев кетсин!" [ныне опальные экс-президенты страны], - то из-за парламента и рассеянности власти в разных институтах стало очень неясно, кого винить. Поэтому возвращение к президентству - это попытка простых кыргызстанцев назначить ответственного", - считает исследователь и доктор политических наук Асель Доолоткельдиева.

С ней согласна и Дженнифер Муртазашвили, директор Центра управления и рынков. Она отмечает, что из-за быстрых кадровых перемен в Кыргызстане - один из самых слабых парламентов. К примеру, с 2010 года Кыргызстан сменил уже 10 премьер-министров, при двух разных президентах, если не считать исполняющих обязанности главы государства.

Однако критики Жапарова обвиняют его в нападках на парламентаризм. Эксперт по конституционному праву и доктор юридических наук Сания Токтогазиева написала у себя в "Фейсбуке", что новые поправки к Конституции непременно приведут к авторитаризму.

"Стабильность Конституции, наряду с верховенством права, является гарантом развития страны, и частые попытки переписать основной закон в угоду интересам конкретного человека или группе людей приводят к попыткам узурпировать всю власть и к тому, что у нас так часто сменяются президенты".

С ней согласны и другие юристы страны, недовольные тем, что реформа проводится за закрытыми дверями. Они называют реформу незаконной, так как срок полномочий парламента шестого созыва уже истек, а значит, депутаты не имеют права назначать референдум. А поправки, которые предлагает Жапаров, по их мнению, являются вовсе не поправками, а подменой текста Конституции.

"То, как пишется проект или проекты, уже незаконно, согласно статье 114 о поправках в Конституцию. Во-первых, нет конституционного совещания, в которое включены эксперты из разных сфер, в том числе юристы. Во-вторых, изменения должны быть инициированы не президентом или премьером, а парламентом или 300 тыс. избирателей, - отмечает доктор юридических наук и эксперт по конституционному праву Сания Токтогазиева. - Кроме того, шестой созыв нелегитимен уже с 25 октября, поэтому не имеет ни законного, ни морального права предлагать референдум".

Против новых поправок высказались и депутаты Дастан Бекешев и Омурбек Текебаев, лидер самой старой партии страны "Ата-Мекен". Они считают, что возвращение к президентской форме правления - это откат назад на 30 лет, ко времени, когда Кыргызстан вышел из состава Советского Союза.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-54982239

 

Пресс-релизы
67
Партнеры