Каковы политические ценности казахстанцев и почему большинство из них хочет демократизации страны

Фото Жанары Каримовой

Политические взгляды казахстанцев не так просты, как это часто представляют. Граждане могут выступать за авторитарные принципы, но одновременно не отрицать необходимость демократии. У граждан также есть запрос на социальную модель государства, но в то же время часть из них согласна с риторикой властей об иждивенчестве.

К таким выводам пришли исследователи из центра Paperlab, который в 2024 году провел массовый опрос и фокус-группы, чтобы узнать о политических ценностях казахстанцев.

В разговоре с «Властью» о результатах исследования его соавторка, политолог Алия Тлегенова отмечает, что сложно говорить о том, что прогрессивные взгляды характерны только для молодежи, женщин и жителей городов, или что консерваторы выступают радикально против прав женщин и того, что мужчины должны помогать им по дому.

Для начала хотел бы спросить почему вы решили провести это исследование?

Мы стремились показать, что у казахстанцев сложные политические ценности. Что в каждой социальной группе довольно сильный ценностный разброс. Этим исследованием мы, безусловно, упрощаем реальность, но оно в определенной степени все равно показывает многомерность и неоднородность взглядов людей.

До Қанды Қаңтар мы проводили исследование о том, как казахстанцы помнят 30 лет независимости. Было интересно, что у людей нет четкого понимания, каких политических изменений они хотели бы в своей стране. У них были эфемерные представления, что для лучшей жизни Казахстану нужны какие-то правильные реформы.

Но после Қанды Қаңтар власти начали говорить об открытости политической системы, необходимости расширить пространство политики, достичь плюрализма. Все это оформилось и в запрос граждан к властям. Благодаря общественному давлению государство решило пойти на уступки и говорило об этом в течение нескольких лет. А сейчас мы видим, как эта возможность для дискуссии сужается. Но у общества по-прежнему остались какие-то политические запросы. И нам интересно это изучать.

У нас действительно укоренился миф об апатичных и оторванных от политики казахстанцах. Но ваше исследование показывает другую перспективу.

Мы исходили не из того, чтобы оспорить этот миф. Paperlab вместе с Demoscope регулярно проводил опросы общественного мнения, в том числе опросы по Январским событиям и войне в Украине. Проводя опросы, мы стали замечать, что общество делится на два полярных лагеря. И у нас возник вопрос о том, насколько поляризовано казахстанское общество. Но это было сложно изучать в условиях, когда у нас нет хоть какого-то понимания политических ценностей граждан. Поэтому мы решили их изучить.

У нас были обширные гипотезы о том, что казахстанское общество находится где-то в середине, то есть между левой и правой осями политических координат. Мы думали, что будет значительная разница в политических предпочтениях людей в зависимости от их возраста и медиапотребления. После мы выделили три политических измерения, соответствующих взглядам казахстанцев, из которых вывели шесть основных кластеров: прогрессивные реформаторы, авторитарные лоялисты, этноцентричные консерваторы, колеблющиеся абсентеисты, скептичные конформисты и либеральные прагматики.

При этом в тексте исследования вы говорите, что четко классифицировать политические ценности казахстанцев довольно сложно. С чем это связано? С отсутствием институтов публичной политики, которые бы делали видимыми разные группы граждан?

Когда мы начали это исследование, было сложно определиться, в соответствии с какой теорией мы будем составлять наш опросник, делать массовый опрос и проводить кластеризацию. Был вариант взять «Карту ценностей» Рональда Инглхарта и несколько других ценностных теорий. Но эти теории модернизации казались нам не совсем релевантными.

Нам не хотелось полностью с ними соглашаться и переписывать ее на казахстанский контекст. Несмотря на то что эти громадные теории хорошо упрощены и понятны, у них есть пропасти, когда дело касается незападных стран. Плюс несколько опросов на основе теорий Инглхарта уже проводились в Казахстане.

Мы стали искать другой способ понятно показать политическую ориентацию граждан, который также отражал бы неоднородность их взглядов. Мы просматривали разные теории и исследования. Например, теорию ограничений, согласно которой те, кто поддерживает высокие расходы на медицину, автоматически будут выступать за более высокие расходы и на образование. Но это не всегда происходит так. Когда дело касается экономических и социокультурных вещей, люди могут быть непоследовательными. И они действительно чаще всего непоследовательны.

Существует также много теорий о том, как элиты формируют установки по социально значимым проблемам и потом транслируют в массы, а широкая публика интерпретирует их. И те, кто более информирован и вовлечен в политику, они повторяют структуру ценностей элит. Но у невовлеченных в политический дискурс людей будет разношерстная политическая ориентация. Это кажется нам более релевантным для Казахстана. Мы видим, как представители власти одновременно делают заявления о том, что мы строим социальное государство, и о том, что мы занимаемся поддержкой бизнеса. Хотя эти принципы могут противоречить друг другу.

Поэтому мы пришли к тому, что будем рассматривать политическую ориентацию через какие-то основные вопросы в экономике, политике и социокультурной части. Чаще всего в Казахстане используют экономические и социокультурные измерения для определения политических взглядов граждан. И нам показалось важным дополнить это прямыми вопросами о поддержке сильного лидера, централизации или децентрализации власти, о праве на мирные собрания.

Но у нас было много ограничений, чтобы сделать развернутый опросник. Нам пришлось сузить его, потому что мы проводили телефонный опрос, который чаще всего не длится больше пяти минут.

А как в нынешних условиях люди приходят к своим политическим ценностям? Вы, к примеру, уделяете внимание тому, следят ли они за политической повесткой через СМИ. Насколько этот фактор важен для формирования взглядов?

Точно сказать мы не можем. Но, условно, у скептических конформистов, которые пытаются жить своей жизнью и не вовлекаться в политику, была наименьшая доля тех, кто интересуется новостями и политической жизнью страны. А у прогрессивных реформаторов, которые отстаивают демократические принципы и требуют политических реформ, одна из самых высоких долей среди тех, кто регулярно следит за новостями.

Такая же высокая доля была у авторитарных лоялистов, что тоже интересно, потому что они, возможно, видят себя частью политического режима и чувствуют принадлежность к дискурсу власти, звучащему прежде всего в телевизоре.

Мы начинали, но пока приостановили второй этап нашего исследования, которое хоть и не сказало бы, какие политические ценности влияют на предпочтение демократии или статуса-кво, но намекнуло бы на то, чем казахстанцы готова пожертвовать ради демократических изменений. Эксперимент состоял в симуляции парламентских выборов, где мы хотели посмотреть, насколько каждый кластер потенциально готов голосовать за реформистскую и демократически настроенную партию вместо партии, повторяющей стилистику нынешнего режима.

Это позволило бы нам понять, насколько сильна поддержка реформистского курса в обществе в целом. И даже если она не сильна, мы могли бы посмотреть на то, насколько консолидированы разные политические группы в Казахстане и готовы ли они отстаивать свои принципы.

Вы приходите к выводу, что прогрессивных реформаторов оказалось больше среди ваших респондентов. Но если сложить все остальные политические группы воедино, то люди прогрессивных взглядов будут в меньшинстве. Или так нельзя сказать, потому что внутри каждой группы взгляды очень сильно колеблются? Иногда это заметно, потому что даже авторитарные лоялисты в среднем оказываются не против выборности акимов.

Взгляды лоялистов действительно отражают противоречивость взглядов нынешней власти. Они открыты миру, но в то же время говорят, что нам нужно сохранять свои национальные ценности и культуру. Или что нужно защищать семейные ценности, но одновременно они не против, чтобы женщины присутствовали на рынке труда или участвовали в политике.

С экономикой все происходит в том же ключе. Они видят государство как основной гарант стабильности и достатка, отмечая как открытие программ по облегчению условий ведения бизнеса, так и программ по содействию занятости. Все это такие размытые центристские месседжи, в которых одно не исключает другое.

Лоялисты также не отрицают, что нам нужна подотчетность представителей власти. И что децентрализация — правильный курс развития Казахстана. Они опасаются митингов, но они не готовы однозначно говорить, что митинги нужно запрещать.

Тем не менее мы видим, что они очень авторитарно настроены и выступают против системных изменений. Когда мы разговаривали с ними на фокус-группах, они довольно редко говорили, что Казахстану нужны изменения.

Единственный очень последовательный кластер, который есть в нашем исследовании, — это как раз реформаторы. Они не готовы идти на уступки, когда дело касается, к примеру, экономического и политического равноправия.

Но средние кластеры нашего исследования — скептичные конформисты, либеральные прагматики и этноцентричные консерваторы, — хотя и демократически настроены по некоторым вопросам, все же не полностью согласны на либерализацию политической системы. Они не хотят, чтобы люди выходили на митинги и чего-то требовали. Они не хотят беспорядков и неудобств в повседневной жизни. Кто-то также опасается, что демократия будет вести к расширению прав ЛГБТИК+ людей.

Сочетать противоречия вполне нормально для любого общества. Но нам было отрадно увидеть, что люди не отказываются от идеи, что демократия — универсальное благо. У людей есть отчетливый запрос на базовые демократические институты. Это важная тенденция, особенно когда государство все время призывает отбросить разговор о демократизации в сторону.

Насколько вероятно, что каждая группа подразумевала под демократией что-то свое? Или вы пытались привести их понимание к общему знаменателю, формулируя определенным образом свои вопросы?

На последней странице нашего исследования приведен список вопросов, которые мы использовали для распределения респондентов по кластерам. Политический спектр мы определяли с помощью трех вопросов: нужен ли Казахстану сильный лидер или нет, должно ли государство обеспечивать право людей на мирные митинги или нет, и вправе ли граждане сами выбирать акимов областей или нет.

Мы также спрашивали про демократию на фокус-группах. Мы просили ответить людей, нужна ли Казахстану демократия и что они подразумевают под словом «демократия». И люди наделяли демократию практически одинаковым значением. Для них это свобода слова, свобода выбора, свобода мирных собраний и приоритетность прав человека.

Но у каждого кластера это понимание демократии уходило в какие-то собственные страхи и предубеждения. Например, что эта свобода приведет к тому, что ЛГБТ сообщество начнет менять наши ценности и подрывать идентичность.

Основная часть ваших респондентов — люди от 20 до 40 лет. Во всем мире уже какое-то время происходит поляризация молодежи. Еще недавно мировые СМИ считали ее по преимуществу прогрессивной, но сейчас дело обстоит сложнее. Например, на последних выборах в Германии они практически поровну проголосовали за ультраправую партию «Альтернатива для Германии» и левую Die Linke. Замечаете ли вы схожую тенденцию в Казахстане, если говорить не о результатах выборов, а о ценностях?

От группы прогрессивных реформаторов, которую мы выделяем в своем исследовании, у людей возникает ассоциация, что это молодежь с больших городов. Но на самом деле нет. И нам было интересно развеять миф, что у нас прогрессивна только молодежь.

Средний возраст группы сторонников прогрессивных реформ составил 41 год. Но распределение по возрастам оказалось почти равномерным: 6% респондентов — старше 65 лет; 15% — старше 55 лет; 14% — в возрасте от 18 до 25 лет. То есть это очень разнообразная группа людей, которая демократически настроена, отрицает неравенство, хочет перемен, а также придерживается левых взглядов и в экономической части, и в социально-культурной.

У самой молодой группы — средний возраст до 36 лет. Мы назвали ее либеральными прагматиками. Они больше привержены рыночной экономике и авторитарным методам управления страной. Они чаще готовы согласиться на сильного лидера, а не на подотчетного. Они не считают выборность акимов настолько уж важной. В целом они декларируют такие же нормы, которые уже укоренены в обществе.

Но одновременно они не готовы бороться за либеральные нормы. У них довольно меритократичный взгляд на мир. Для них, как и для представителей правых и консервативных идеологий, существование различных видов неравенства в обществе — норма. И что общества должны быть иерархическими — тоже норма. Поэтому им нормально согласиться на то, чтобы какая-то часть общества не участвовала в политике. Что мы отдадим функцию управления государством самым умным, сильным и подготовленным. Это тоже очень интересная тенденция, которая наблюдается среди молодежи.

Но в целом каких-то громадных сдвигов, которые наблюдаются в западных демократиях, мы не видим. Хотя был интересный момент с кластером этноцентричных консерваторов, который на 66% состоит из мужчин. Очень женский кластер у нас вышел среди скептичных конформистов, там их 69%. У двух этих кластеров полярная позиция в части открытости миру и гендерного неравенства. У них также есть различия и в части восприятия политической ситуации в Казахстане.

Вы вскользь коснулись географического фактора. Есть ли какая-то зависимость между тем, где живет человек и насколько прогрессивные взгляды он разделяет?

Мы зафиксировали минимальную разницу в предпочтениях по этому фактору. Каких-то явных различий в предпочтениях людей, в зависимости от того, где они живут — в городе или в селе, мы не увидели.

В описании прогрессивной группы вы отметили, что в ней гораздо больше людей с высшим образованием, чем со средним. Существует ли здесь какая-то связь между образованием и склонностью к более прогрессивным взглядам?

Это хороший вопрос, который занимает большое место в раздумьях социальных исследователей. Но мы не смотрели на это. Мы смотрели на то, как распределяются какие-то характеристики внутри каждого из шести кластеров. Но регрессионного анализа, который показывал бы, насколько один фактор влияет на политические убеждения того или иного кластера, мы не проводили.

Но кластер лоялистов — самый старший, у которого были все шансы получить высшее образование, — придерживается довольно авторитарных убеждений. Или же кластер прагматичных либералов — там 50% людей с высшим образованием. Они тоже склонны к авторитарным взглядам.

Тяжело дать однозначный ответ. Но тут есть другой фактор, на который тоже было бы интересно посмотреть, если бы у нас была возможность: насколько уровень дохода влияет на политические предпочтения человека. Здесь особенно интересна группа либералов, у которой в части экономики более правые установки. Среди них много тех, кто доволен своим личным положением. В то время как среди людей с прогрессивными взглядами удовлетворенности им чуть меньше.

Если говорить в общем, то людей из разных групп действительно привлекает идея социального государства. Соответственно, упреки в иждивенчестве со стороны властей нерелевантны, поскольку основная часть граждан не видит в социальной ориентированности государства ничего плохого.

Да, ведь власти сами постоянно декларируют, что Казахстан — социальное государство. А потом сами же обвиняют людей в иждивенчестве и в том, что у них есть ожидания по поводу обеспечения базовых условий для жизни: социальных льгот, доступного образования и медицины. Это странный замкнутый круг.

Ожидания по поводу социального государства со стороны общества точно есть, хотя они варьируются от группы к группе. При этом внутри самих этих кластеров присутствует дискурс об иждивенчестве. У нас буквально был такой вопрос: ответственно ли государство за благосостояние граждан? Чаще люди отвечали, что да, но одновременно не стоит людям очень сильно надеяться на государство и уходить в иждивенчество, что все меры поддержки должны быть адресными.

Исходя из того, что вы говорили до этого, в Казахстане мало оснований для поколенческого разрыва в ценностях. Но похоже, что есть гендерный разрыв. Так ли это?

Все не так однозначно. Мы, к примеру, спрашивали о том, какие приоритеты должны быть у женщины: карьера и личностное развитие или уход за детьми и выполнение домашних обязанностей. Мы также спрашивали, насколько женщины готовы вовлекаться в политику наравне с мужчинами, или это исключительно мужское дело.

Мало кто, кроме этноцентричных консерваторов, готов был отказать женщинам в том, что они имеют право самостоятельно определять свои приоритеты. Но консерваторы замечали, что объективные условия жизни подталкивают женщин выходить на рынок труда и что мужчины должны быть готовы выполнять те же обязанности по дому, что и женщины. На их взгляд, по-другому выстраивать семейную жизнь и находиться в адекватном материальном положении сегодня невозможно.

Когда мы говорили о политике, этноцентричные консерваторы говорили, что это в основном мужская область, поскольку женщины более эмоциональные. Активно вовлекаться в социальную жизнь — вне их прерогативы.

Но у этноцентричных консерваторов также звучала мысль, что время сейчас такое, когда женщинам уже ничего не запретишь. Было интересно видеть их уязвимыми, поскольку им приходится соглашаться с какими-то новыми социальными нормами.

А для каких-то групп было дурным тоном спрашивать, должна ли женщина иметь равные права с мужчинами. Они говорили лишь, что у женщин есть свои причины выбирать тот или иной путь в жизни.

В дальнейшем вы собираетесь расширять свое исследование и заканчивать тот эксперимент, о котором говорили в начале?

Да, мы надеемся в какой-то момент найти финансирование и продолжить нашу работу. Мы хотим расширить охват вопросов в каждом из направлений. Скорее всего, мы будем делать это уже не через телефонный опрос, а через опросные онлайн-платформы. В идеале мы бы хотели с какой-то регулярностью, раз в два-три года, замерять, как меняются политические предпочтения граждан. Наблюдать за этой динамикой очень важно.

Источник: https://vlast.kz/obsshestvo/64063-alia-tlegenova-issledovatelnica-paperlab-nikto-v-kazahstane-ne-otricaet-neobhodimosti-demokratii.html

ВОЗ предупреждает: к 2050 году смертность от рака груди в мире вырастет на 68%

«USAID, растление, иноагенты»: разбираем высказывания депутатов Смирновой и Магеррамова Factcheck.kz