
Фото Informburo.kz
Насколько безбарьерная среда в мегаполисе безопасна для горожан, передвигающихся на колясках, выясняли корреспонденты Informburo.kz.
В Казахстане строится общество равных возможностей для всех граждан вне зависимости от состояния здоровья. Построение безбарьерной среды должно начинаться с установки пандусов на всех общественных объектах без исключения.
Пандусы обязаны соответствовать строительным нормам и стандартам. Они должны иметь определённый угол наклона (не более 1:20), поручни с обеих сторон и защищающие от соскальзывания бортики для безопасности людей с инвалидностью и маломобильных граждан. Теоретически при отсутствии пандуса жители могут обратиться с заявлением в местную администрацию или управляющую компанию и его обязательно должны бесплатно установить.
В Алматы пандусов предостаточно, хотя они имеются и не в каждом здании. Но, несмотря на их обилие, воспользоваться ими зачастую не представляется возможным. Горожане, не имеющие проблем со здоровьем, редко задумываются о том, что обычный поход в аптеку, кафе или магазин превращается для маломобильных людей в настоящий квест, пройти который по силам не каждому. В некоторых случаях попасть в нужное здание получается исключительно тогда, когда случайные прохожие с неравнодушным сердцем занесут коляску в помещение.
Корреспонденты Informburo.kz отправились по городу вместе с алматинцем Максимом Виноградовым, который исследует городскую инфраструктуру на доступность людям в колясках вот уже на протяжении 10 лет.
Меняется всё, кроме пандусов
Максим Виноградов результаты своих наблюдений регулярно выкладывает в социальных сетях. Максим не раз становился героем статей и публикаций отечественных СМИ, с 2016 года он участвует в благотворительных забегах «Алматы марафон», трижды в неделю посещает тренажёрный зал, куда попадает на инвалидной коляске, преодолевая не меньше пяти километров в день.
49 лет назад алматинец появился на свет со спинномозговой грыжей, и тогда врачи приняли решение о необходимости срочного хирургического вмешательства. Через четыре часа после рождения малыша прооперировали. Его перевели в другой родильный дом, а молодую маму успокоили, заверив в том, что всё страшное осталось позади и скоро она с сыном благополучно вернётся домой.
В реальности всё оказалось совсем не так. Операция прошла неудачно, и 19-летняя Людмила с первых дней жизни сына начала борьбу за его выздоровление. Поддержки от мужа она не получала, а спустя несколько лет он вообще ушёл из семьи. Людмила сама поднимала и воспитывала своего единственного ребёнка, прикладывала максимум усилий и не жалела себя для того, чтобы дать ему всё самое необходимое.
С первого по третий класс Максим ходил в школу №69 на костылях, в дальнейшем его перевели на домашнее обучение. Занятия по программе, предназначенной для детей с особыми потребностями, Максима не удовлетворяли. Учитель русского языка и литературы проводила уроки исключительно ради отчётности. Историю, географию, черчение и казахский язык ему не преподавали вовсе.
«У меня полностью сохранный интеллект, а мне тему, рассчитанную на один урок, на неделю растягивали. Неприятно задевало и обижало, если видел неприкрытую жалость в глазах учителей и недоумение по поводу того, зачем они ко мне приходят. Педагога по алгебре и геометрии я уважал за строгость, она не делала никаких различий между мной и другими учениками. Учитель биологии навсегда осталась в памяти. Она привила мне любовь к флоре и фауне», – рассказал о школьных годах Максим Виноградов.
Максим – страстный кошатник. В их доме всегда жили кошки. Он с грустью вспоминает о своей любимице Ясе, умершей год назад. С её смертью он не смирился до сих пор, хотя она прожила долгий кошачий век – 15 лет. Ясю подобрала в подъезде мама Максима. Людмила Александровна устроила охоту на дикого котёнка, оставшегося без матери. Маленький комочек мяукал громко и отчаянно, в руки не давался, убегал при виде людей. Свою будущую хозяйку он тогда сильно покусал. Ясю вылечили от лишая, вывели глистов и блох, и она стала полноценным членом семьи. Брать в дом другого питомца Максим не планирует.
«Животных нельзя заводить по капризу или из эгоизма. Ты должен понимать, что несёшь за своего четвероногого друга ответственность. Не понимаю и осуждаю людей, которые возьмут котёнка или щенка, наиграются с ним вдоволь и выбрасывают без сожалений на улицу. Маме 70 лет, мне в январе исполнится 50. Не знаю, каким будет моё здоровье через 5, 10 и 15 лет, смогу ли обеспечить кошке достойный уход. Поэтому любуюсь теперь кошками в интернете и на улице», – с улыбкой признался Максим.
Добро пожаловать отсюда
Отправляясь из дома на очередную тренировку или по делам, Максим неизменно обращает внимание на то, как меняется облик улиц. Открываются новые магазины и парикмахерские, салоны красоты и цветочные бутики, точки питания и туристические агентства. Алматы широко распахивает свои объятия жителям и гостям города, растёт качество сервиса, появляются дополнительные услуги для потенциальных клиентов, покупателей и гостей. Изменения касаются практически всего. Лишь пандусы продолжают оставаться недоступными.
Вместе с Максимом Виноградовым журналисты Informburo.kz совершили прогулку по Бостандыкскому району. Путешествие началось с перекрёстка улиц Жарокова и Жандосова. По дороге до улицы Сатпаева Максим тщетно пытался попасть в стоматологическую клинику, магазин или кафе. Кажущиеся рядовому гражданину удобными пандусы на деле оказались непреодолимыми препятствиями. Практически везде отсутствовали входные площадки, поручни не соответствовали стандартам, как и ширина самого пандуса.
В большинстве случаев пандусы заканчивались высоким порогом, а иногда они начинались даже с бордюра. О чём думали при строительстве и куда сейчас смотрит городская администрация, задаётся вопросом исследователь инфраструктуры. Инвалидная коляска на бордюр не заедет ни при каких условиях, объясняет алматинец.
«Несколько лет назад вместе с журналистами мы проходили именно этот маршрут, поэтому решил повторить его снова. Как видите, почти ничего не изменилось. Правда, недалеко от улицы Сатпаева на крутом спуске установили пандус, но он в настоящее время сломан, нижняя часть поручней с одной стороны не прикреплена к асфальту, конструкция шатается. Да и поручни прикреплены так, что передвигаться надо медленно и аккуратно, иначе рискуете сломать пальцы», – уверяет Максим Виноградов.
Миссия «Посещение туалета» провалилась
В завершение прогулки Максим Виноградов предложил журналистам прогуляться до общественного бесплатного туалета, установленного недалеко от центрального входа в Казахстанский центр делового сотрудничества «Атакент». И тут опытным путём выяснилось, что попасть в туалет на инвалидной коляске невозможно. Попытку Максим предпринял, и не одну. Сначала он с трудом дотянулся до одного из поручней. Видимо, команда дизайнеров и архитекторов хотела блеснуть креативом и придумала поручни разной длины, предположил алматинец.
Чтобы дотянуться до второго поручня, нужны сильные руки / Фото Informburo.kz
Казалось бы, оба поручня под руками и дальше сложностей не возникнет. Крутой подъём Максим не без усилий, но тоже преодолел. Далее площадки нет, коляска упирается прямиком в дверь, которая открывается на себя.
Дорогие и уважаемые разработчики дизайна пандуса и те, кто его одобрил, не желаете ли сами в удобное для вас время приехать на «Атакент», пересесть из служебного автомобиля в инвалидную коляску и попытаться заехать на ней в такой красивый и современный туалет? А заодно после пройтись по соседним улицам и воочию посмотреть на безбарьерную среду в центре Алматы?
«В других районах города ситуация аналогичная. Пандусы у нас ставят бездумно, лишь бы были. Я видел неоднократно пандусы, ведущие в никуда, упирающиеся в стену или витрину. В районе аптеки, расположенной на улице Ауэзова выше улицы Габдуллина, сделали ремонт, привели в порядок всю близлежащую территорию. Установили красивые пандусы, и я – выносливый мужчина с сильными руками – подняться по некоторым из них самостоятельно не смогу. Зато всё выглядит стильно и современно, радует глаз, восхищает туристов», – резюмировал Максим.
На прощание Максим Виноградов поделился своими планами. По состоянию здоровья он пропустил прошлый марафон, но полон решимости в следующем году вновь выйти на старт и пополнить копилку личных достижений.
«Я живу по особому правилу. Сначала фантазирую, потом трансформирую фантазию в мечту и постепенно претворяю её в реальность. Обожаю море, меня держит только солёная вода, бассейн исключён. Но о море я уже перестал фантазировать. Сегодня в полной мере могу сосредоточиться на фантазии об установлении нового личного рекорда. В 2016 году я преодолел марафон за 4 часа 25 минут, с тех пор мне не удавалось улучшить результат. Надеюсь, что в 2026 году у меня всё получится», – уверен Максим.
Источник: https://informburo.kz/stati/riskuete-slomat-palcy-pocemu-pandusy-v-almaty-po-preznemu-nedruzeliubny-k-liudiam-s-invalidnostiu