Корни межэтнических конфликтов в Казахстане и способы их устранения

«Исходя из теории относительной депривации можно заключить: для уменьшения вероятности этнических столкновений в будущем, в первую очередь, правительство должно сосредоточиться на решении проблем бедности в сельских районах», – отмечает в статье, написанной специально для аналитической платформы CABAR.asia, аспирант Назарбаев Университета Влад Лим (Казахстан).


Проект «казахизации» стал основополагающей политикой, проводимой правительством Казахстана с целью возрождения ценностей и самобытности титульной этнической группы, которая была подорвана в советское время. Процесс казахизации был реализован как ответ на исчезновение казахского языка, культуры и идентичности, начавшийся при советском правлении в 1960-е годы. Реформы были направлены на существенное повышение роли коренного этноса во всех сферах жизни, что вызвало негативную реакцию и увеличило отток этнических меньшинств в последующие годы. За период с 1990 по 1997 год около 1,2 миллиона этнических русских покинули Казахстан, что составляло почти 14% населения[1].

Результатом стала новая политика независимого Казахстана, учитывающая этнические факторы, использующая национализм в качестве политико-идеологического инструмента. Некоторые авторы утверждают, что это можно наблюдать с помощью инициированных новым независимым правительством кампаний, таких как различные попытки стереть исторические воспоминания о российском доминировании путем изменения исторических перспектив, когда русские стали рассматриваться не как друзья казахов, а скорее как оккупанты и враги. Также многие ученые уделяют особое внимание языковой политике, которая также является проявлением процесса казахизации. И наконец, миграционная политика является еще одним важным фактором, представляющим собой попытку повысить роль титульной нации. Правительство использовало определенные миграционные процессы для увеличения общего числа казахов, что побудило казахов, проживающих за пределами страны, вернуться на родину. В результате такой политики население казахов превратилось из меньшинства в большинство.

В то же время политика Назарбаева в области государственного строительства стремилась быть сбалансированной. В ней всегда подчеркивалась важность межнационального мира в Казахстане. Законодательство, включая Конституцию, было принято в целях поощрения равенства между всеми людьми. В Конституции, принятой в 1993 году, говорилось, что Республика Казахстан является выражением «воли казахского народа». Позднее в 1995 году в Конституцию было внесено несколько серьезных поправок: например, фраза «воля казахского народа» была изменена на фразу «воля граждан Казахстана». Это маленькое изменение указывало на то, что Казахстан отныне предназначается для всех национальностей, независимо от этнической принадлежности.

Еще одним примером содействия межэтническому согласию стало создание в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана – консультативного органа для содействия разработке и реализации государственной национальной политики. Среди целей органа было поддержание межнационального и межконфессионального согласия и стабильности в обществе, а также обеспечение равных прав и свобод всем гражданам страны. На протяжении почти тридцати лет Ассамблея играет важную роль в сохранении и поощрении гражданского согласия и положительных изменений нашего гражданского общества. Однако, несмотря на все эти усилия, с момента обретения независимости в Казахстане имели место несколько жестоких столкновений по этническому признаку. В некоторых случаях эскалация была своевременно пресечена государственной властью, что позволило избежать насилия и немедленно установить межнациональный мир. Но есть несколько случаев, когда стычки переросли в насилие со смертельными исходами, материальным ущербом и даже последующей миграцией этнических меньшинств.

Относительная депривация и этнические конфликты

Теория «относительной депривации», применяющаяся в этой статье, объясняет причины ожесточенных столкновений исходя из существующего чувства экономической депривации: если одна группа находится в относительно неблагоприятном экономическом положении чем другая, это может вызвать недовольство среди первой, что обычно приводит к конфронтации[2]. Были рассмотрены конфликты, имевшие место в сельской местности Алматинской, Жамбылской и Туркестанской области. В течение последних тридцати лет в этих регионах наблюдались ожесточенные столкновения между титульной этнической группой и таджиками, дунганами, уйгурами.

Согласно нескольким достоверным источникам, сельские районы в 3,4 раза беднее городских районов и это может объяснить, почему все эти столкновения произошли именно в сельских местностях[3]. Согласно информации министерства национальной экономики, в 2019-2020 годах сельские районы Туркестанской области считаются самыми бедными из всех областей, а Жамбылская область заняла третье место в этой таблице[4]. Кроме того, согласно статистике о среднем уровне заработной платы за 2020-2021 годы, в Туркестанской области выявлен самый низкий средний уровень заработной платы из всех областей – на 35,8% меньше, чем в среднем по стране; второй самый низкий уровень в Жамбылской области – на 33,1% меньше, чем в среднем по стране; и третье место в Алматинской области – на 28,3% меньше, чем в среднем по стране[5].

Если рассматривать общую статистику за несколько лет для оценивания регионов с беднейшим сельским населением, то Туркестанские, Жамбылские и Алматинские области регулярно занимают первые места, составляя в среднем 9,8% и 5,2% соответственно. Следовательно, нищета является одним из важнейших предварительных условий, вызывающих этнические столкновения. Неравенство также является еще одним существенным фактором, который вызывает недовольство. Согласно теории относительной депривации, значение имеет неравенство по отношению к соответствующей этнической группе. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) является хорошо известным и признанным барометром, который статистически измеряет уровень неравенства во всех регионах. Согласно этому коэффициенту, Туркестанские, Жамбылские и Алматинские области имеют самое высокое неравенство среди всех 20 областей Казахстана. Это показывает, что данная теория помогает объяснить причины конфликтов, произошедших в этих трех областях страны.

Однако, официальная статистика зачастую не отражает полную картину в Казахстане. Поэтому, чтобы тщательно проанализировать, подтверждают ли цифры реальность, было поведено полевое исследование: были выбраны три пары ситуаций с наиболее похожими характеристиками, где титульная этническая группа сосуществует с этническими меньшинствами как дунгане, уйгуры, таджики (см. Таблицу 1).

Tаблица 1. Примеры сельских местностей с неказахским этническим большинством

 

 

Дунгане, уйгуры и таджики в Казахстане: причины столкновений

Данные случаи являются наиболее релевантными для анализа.  Во-первых, неказахские этнические группы составляют большинство на определенных территориях южной части Казахстана. Во-вторых, эти пары представляют собой примеры мирного и немирного сосуществования этнической группы с титульной этнической группой. В-третьих, все пары в выбранном образце живут в совершенно одинаковых условиях, в сельских районах относительно одинакового размера, в одних и тех же областях, и при одних и тех же администрациях. Кроме того, все они занимаются либо сельским хозяйством, либо малым бизнесом. В-четвертых, все эти пары имеют относительно значительное количество соответствующей группы меньшинств, которая сосуществует с казахами. Наконец, характер ожесточенных столкновений, произошедших между этническими группами, имеет много общего.

Во время полевого исследования были собраны данные из 35 интервью и 140 анкет. Возрастной диапазон респондентов составлял 29-56 лет, где 50% составляли мужчины и 50% – женщины. Данные интервью и опросов показали, что чувство относительной депривации среди казахов возникало в местах, где этническим меньшинствам принадлежат крупные предприятия и недвижимость.

При этом были обнаружены явные различия в ответах респондентов между образцом 1 и образцом 2. Как видно из таблицы 1, образец 1 представляет села, которые пережили столкновение, а образец 2 представляет села, которые не подвергались насилию. В целом, были получены 102 ответа от представителей казахской этнической группы. Результаты ответов были следующими:

Таблица 2. Образцы вопросов для интервью

 

 

Эти ответы свидетельствуют о нынешнем отношении местных казахов в регионах. Это также может объяснить наличие недовольства, показывающих, что, судя по данным, большинство казахов из образца 1 испытывали чувство относительной депривации, в то время как из образца 2, такое же чувство испытывало только меньшинство. Таким образом, при условии, что бедность существует в селах обеих примеров, восприятие экономического неравенства по отношению к соответствующей этнической принадлежности действительно может вызвать различия между двумя образцами.

Существуют три этнических меньшинства, которые составляют значительную долю населения в определенных регионах Казахстана и которые могут быть рассмотрены для данного исследования: уйгуры (1,4 % от общей численности населения), таджики (0,2%) и дунгане (0,3%). Все эти этнические меньшинства проживают в южной части Казахстана, в частности в соседних Жамбылской, Алматинской и Туркестанской областях[6].

Карта областей Казахстана

Община дунган в Казахстане увеличилась в первом десятилетии 21 века. В настоящее время в Казахстане дунган больше (62 тысячи), чем в Кыргызстане (60 тысяч) и Узбекистане (3 тысячи)[7]. Дунгане в Казахстане, как правило, придерживаются высокой степени географической концентрации: почти 85% всех дунган в Казахстане проживают в Кордайском районе Жамбылской области, где данная этническая группа составляет 33% всего населения[8]. Дунгане в основном занимаются сельским хозяйством и характеризуются многодетностью. В Масанчи, Сортобе и Жалпак-Тобе традиции и фольклор дунган хорошо сохранились и относительно широко распространены. Ассоциация дунган Казахстана (АДК) играет большую роль в сохранении самобытности и культуры дунган. Масанчи и Сортобе – это соседние села, где ярко выражены бедность и безработица. Большинство людей здесь занимаются сельским хозяйством и малым предпринимательством: они управляют различными малыми предприятиями, как местные кафе с дунганской кухней, рынки и магазины. В обоих селах дунгане и казахи сосуществуют вместе, что в конечном итоге привело к столкновению в начале 2020 года. Важно подчеркнуть, что дунгане являются потомками китайских мусульман, которые переселились на территории современных Казахстана и Кыргызстана около двух веков назад. Во время этнических столкновений в 2020 году дунгане оказались главными жертвами, которые также понесли и материальный ущерб. Это актуально для всех инцидентов этнических столкновений, которые были проанализированы ранее. Выяснилось, что сразу после инцидента многие дунгане переехали в соседний Кыргызстан и лишь небольшой процент из них вернулся. Однако все еще оставалось много дунган, которые были готовы переехать за границу. Очевидно, у дунган и казахов были разные взгляды на этот инцидент.

Казахстанские уйгуры в основном проживают в селах Шелек и Чунджа, расположенных в Алматинской области. Предки уйгуров также переселились в Казахстан из Китая. Шелек – одно из крупнейших и относительно более развитых сел в стране, где произошел конфликт в 2006 году. Кроме того, Шелек является промежуточным пунктом между Алматы и Китаем. Многие туристы со всего мира посещали это место, потому что оно является промежуточным пунктом к различным туристическим достопримечательностям: Чарынскому каньону, водохранилищам Капчагай и Бартогай, озеру Кольсай и т.д. Однако одним из самых прибыльных видов бизнеса в регионе является выращивание табака. С 1970-х годов уйгуры играют значительную роль в табачном бизнесе, который приносил им большую прибыль[9]. Это выдвинуло уйгуров вперед и сделало их среднее экономическое положение в целом выше, чем у местных казахов. Противостояние в конечном итоге привело к столкновению в 2006 году.

Таджики в Казахстане появились на территории современного Казахстана в 1920-х годах, когда правительство СССР перевезло несколько тысяч таджикских семей с целью улучшения местного ирригационного сельского хозяйства. Они были перемещены в район современного Сарыагашского района, потому что климат был очень подходящим для орошения с его теплой и солнечной погодой. Прибывшие таджики поселились на болотистых, ранее не освоенных колхозных землях, которые через несколько десятилетий были превращены ими в огороды. Соседние Бостандык/Ынтымак во многих отношениях очень похожи друг на друга. Обе местности очень бедны и в каждой из сел проживает всего около двух тысяч человек, в основном таджики. Оба села расположены в Сарыагашском районе, который славится своими комплексами отдыха, где люди могут укрепить свое здоровье, посетив различные виды массажа и другие оздоровительные процедуры. Однако жители интересующих нас сел достаточно изолированы от деятельности рекреационных комплексов. Большая часть местного населения занята в сельском хозяйстве. В 2015 году в Бостандыке и Ынтымаке произошло этническое столкновение. Согласно официальной версии, началом стычки стал частный конфликт между казахом и таджиком, в результате которого был убит первый, недалеко от Бостандыка, в соседнем Ынтымаке. Родственники убитого стали требовать наказания для виновных на уличных митингах. 5 февраля в Ынтымаке собрались около 200 представителей таджикской национальности и 250-300 представителей казахской национальности, вооруженных дубинками и кусками металла для драки. В результате были сожжены дома, торговые точки и автомобили, а люди получили ранения. Кроме того, были разбиты окна и двери в таджикской школе[10].

Выводы и рекомендации

Исходя из теории относительной депривации можно заключить: для уменьшения вероятности этнических столкновений в будущем, в первую очередь, правительство должно сосредоточиться на решении проблем бедности в сельских районах.

После недавнего инцидента в селе Масанчи, правительство реализовало государственную программу под названием «Атамекен», которая была инициирована Национальной палатой предпринимателей. Программа была запущена в Кордайском районе с целью «снятия социальной напряженности среди населения и существенного решения проблем безработицы путем вовлечения в предпринимательство»[11]. Это показывает, что правительство начало понимать разрушительную и опасную роль бедности. Однако до сих пор неясно, насколько эффективной будет программа с течением времени. Тем не менее, инициативы, направленные на борьбу с бедностью, необходимы во многих сельских районах Казахстана.

 

Было бы полезно оглянуться назад и оценить, насколько хорошо правительству Казахстана удалось сохранить межнациональный мир и стабильность. Несмотря на то, что за время независимости произошло несколько случаев этнических столкновений, все же было бы справедливо сказать, что все они были подавлены или предотвращены правительством таким образом, чтобы ни один инцидент не перерос в крайнее насилие. Из всех постсоветских стран, получивших независимость относительно недавно, Казахстан по праву можно считать успешным примером межнационального мира и стабильности. Если мы сможем провести параллели с соседним Таджикистаном и Кыргызстаном, двумя странами, которые испытали крайнюю форму насилия, Казахстану удалось избежать больших столкновений.

Тем не менее, имевшие место случаи этнических конфликтов свидетельствуют об определенных слабостях, которые все еще существуют в системе. Из текущего анализа можно сделать несколько выводов. Прежде всего, места с высокой концентрацией определенной группы этнических меньшинств, которые сосуществуют с титульной этнической группой, с большей вероятностью подвержены стычкам. Во-вторых, нищета и неравенство – это два фактора, которые непосредственно влияют на этническое насилие. Поэтому, чтобы в будущем предотвратить такие события, важно начать с бедности, сосредоточив внимание на подобных местностях.

Источник: https://cabar.asia/ru/korni-mezhetnicheskih-konfliktov-v-kazahstane-i-sposoby-ih-ustraneniya

Решение проблемы качества воздуха в Алматы: уроки Лос-Анджелеса

Как потребители будут вести себя в 2021 году