Как Кыргызстан прячет санкционные товары в статистике по торговле

Детонаторы на заводе «Кас Импульс», фото госкомитета промышленности Кыргызстана. Vlast.kz

Это не помогло кыргызским компаниям не попасть под западные санкции

США ввели санкции против еще четырех кыргызских компаний, которые экспортировали в Россию ранее запрещенные для ввоза товары двойного назначения. Официально власти Кыргызстана заявляли, что делают все возможное для контроля ситуации, но на деле манипулировали государственной статистикой, делая невозможным определить запрещенные к экспорту товары.

«Ни само кыргызское государство, ни какие-либо государственные структуры и компании не причастны к нарушению режима соблюдения санкционных ограничений, введенных США и западными странами по отношению к России», — заявил глава госкомитета нацбезопасности и зампредседателя кабинета министров Камчыбек Ташиев, комментируя сообщения о возможных экономических мерах в отношении Кыргызстана с целью прекращения поставок санкционных товаров в Россию утром 20 июля.

Вечером того же дня США ввели санкции против четырех кыргызских компаний — крупных поставщиков санкционных товаров в Россию.

Камчыбек Ташиев, фото Kloop

OCCRP обнаружил, что власти Кыргызстана недавно сменили форму обнародования национальной статистики по торговле. Это позволило государству сделать труднодоступным для общественности информацию об экспорте запрещенных товаров в Россию.

«Базирующиеся в Кыргызстане компании часто экспортируют контролируемые электронные компоненты и другие технологии в Россию с тех пор, как она начала свое полномасштабное вторжение в Украину», — сообщает Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США. «Некоторые из этих товаров двойного назначения впоследствии поставляли предприятиям оборонного сектора России».

Все четыре компании были зарегистрированы в Кыргызстане вскоре после начала полномасштабного вторжения России в Украину.

Грядущие санкции и реакция властей

Предпосылки к санкциям появились задолго до того, как о них объявили официально. Несколько западных дипломатов посетили Кыргызстан, чтобы обсудить озабоченность растущей торговлей с Россией и возможное введение ограничительных мер.

«Кыргызстан, несмотря на свои сравнительно маленькие размеры по отношению к другим странам — наглядный пример использования всех факторов для создания неприемлемо благоприятной среды для уклонения [от санкций]», — анонимно сказалвысокопоставленный чиновник США изданию The Washington Post.

Несмотря на то, что кыргызские чиновники заверяли дипломатов о том, что приложат все усилия для предотвращения экспорта санкционных товаров, OCCRP выяснил, что недавно власти сделали общедоступную государственную статистику по торговле менее прозрачной. Это фактически привело к невозможности анализа оборота запрещенной продукции.

В июне Национальный статистический комитет Кыргызстана изменил формат обнародования данных о внешней и взаимной торговле, которые он публикуют на своем официальном сайте.

Во многих странах мира статистика по экспорту и импорту обычно разделена на специфические категории, зашифрованные в 10-значном коде ТНВЭД. К примеру, под кодом 3603400001 зашифрованы «неэлектрические детонирующие капсюли». Они относятся к группе товаров 3603 — эти цифры стоят первыми в коде ТНВЭД — группа товаров под этим кодом включает в себя шнуры огнепроводные, шнуры детонирующие, капсюли ударные или детонирующие, запалы, электродетонаторы.

Когда данные публикуются только в 4-значном формате, можно получить лишь общее представление о том, какими категориями товаров торговали, но невозможно узнать, что это именно была за продукция.

В статистике за первые три месяца 2023 года, опубликованных нацстаткомом, информация о товарах была разбита не только по 4-значным, но и по 10-значным кодам, и было четко видно, какую санкционную продукцию страна поставляла в Россию.

Но в июне статистика по торговле обновилась и данные с 10-значными кодами пропали — впервые с 2019 года. Осталась только информация по группам товаров с 4-значными кодами. То же самое произошло и со следующей публикацией нацстаткома — данными за январь-май, опубликованных в июле.

Сайт нацстаткома не сохраняет историю публикаций и каждый раз новые данные стирают запись о старых, сохраняя лишь последнюю версию. Последняя статистика, которая показывала экспорт санкционных товаров была перезаписана с июньским обновлением.

Заведующая отделом статистики внешней торговли Гульсара Сулайманова сказала OCCRP, что данные с 10-значными кодами убрали для «оптимизации».

«Мы посмотрели, что потребность [10-значных кодов] не такая уж важная для пользователей и решили просто сэкономить время», — сказала она. «Четыре знака вполне удовлетворяет пользователей информации».

Сулайманова отказалась комментировать, появилась ли идея «оптимизации» только в этом году и был ли проведен какой-либо анализ, поддерживающий мнение ведомства о том, что 10-значный код не нужен пользователям.

«Это уже внутреннее решение, я не буду комментировать этот вопрос. Это в принципе вас не должно интересовать», — сказала она.

Компании под санкциями

Одна из компаний, которая попала под последнии санкции США — «РМ Дизайн энд Девелопмент». Она совершила сотни поставок полупроводниковых приборов, электронных интегральных схем и конденсаторов российским компаниям, некоторые из которых попали под ограничения вместе с ней.

Компания «Прогресс Лидер» была зарегистрирована в Кыргызстане российской предпринимательницей Татьяной Ивановой в марте 2022. Местная компания поставила ряд товаров российской компании Ивановой «CIC», которая в основном торгует электронным и оптическим оборудованием, а также компьютерами.

Компания «Карголайн» поставила в Россию санкционные товары на $1 млн. Еще в мае этого года российское независимое издание «Проект» обнаружило, что эта фирма замкнула список топ-5 крупнейших поставщиков, помогающих российским авиакомпаниям обходить санкции.

Но есть еще десятки кыргызских экспортеров запрещенной продукции в Россию, которые пока не попали под санкции. Например, «Кас Импульс» — первый в Центральной Азии завод по производству детонаторов. В январе-апреле 2023 года он отправил в Россию 661 тыс. детонаторов. В то время как некоторые из них, возможно, доставили из Китая, как минимум 19,6 тыс. были произведены в Кыргызстане.

Поставки предназначались для ORICA CIS, входящей в группу «Евобласт» — российского производителя промышленных взрывчатых веществ и систем инициирования для горнодобывающей и строительной промышленности.

Ни одна из поставок «Кас Импульс» не отражена в официальной статистике Кыргызстана и не известно, сколько еще данных о санкционных товарах в ней отсутствует.

Источник: https://vlast.kz/politika/56027-kak-kyrgyzstan-pracet-sankcionnye-tovary-v-statistike-po-torgovle.html

САЛЬДО МИГРАЦИИ В РК ВПЕРВЫЕ ЗА ДОЛГИЕ ГОДЫ ПЕРЕТЕКЛО В ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ЗОНУ

Правый поворот Европы