Баннер с надписью «Никогда — это сегодня! Против всяких форм антисемитизма» на фасаде католической церкви во Франкфурте-на-МайнеФото: Heike Lyding/EPD-Bild/picture alliance
Книга немецкого историка Себастиана Фогта об антисемитизме показывает, насколько он вездесущ и опасен. Как же с ним бороться? Всем вместе и каждому по отдельности, отвечает автор.
В немецком названии книги историка Себастиана Фогта (Sebastian Voigt) «Антисемитизм. История без конца?» («Der Judenhass. Eine Geschichte ohne Ende?»), вышедшей в Германии несколько месяцев назад, используется не термин «антисемитизм», а немецкое слово «Judenhass», то есть «ненависть к евреям». На ее страницах можно встретить еще один синоним — «Judenfeindschaft» («враждебность к евреям»). Как отмечает автор, он не преследует цель очертить границы понятия «антисемитизм» и найти ему четкое определение. Себастиан Фогт ставит перед собой задачу проследить историческое развитие ненависти к евреям и особенно показать ее способность приспосабливаться и видоизменяться параллельно с изменениями в обществе. При этом автор не считает антисемитизм проявлением только крайних политических сил и убеждений, а рассматривает его как феномен, глубоко укоренившийся в средних слоях общества.
Структура книги следует историческим эпохам, основной упор делается на освещение периода со времени возникновения современного антисемитизма в начале 19-го века в Германии. Себастиан Фогт следует гипотезе, что враждебность к евреям претерпела кардинальную трансформацию при переходе к буржуазному обществу, то есть на рубеже 18-го и 19-го веков, и современный антисемитизм обладает другими качествами, нежели до этого периода.
В поисках врагов в средневековой Европе
История ненависти к евреям начинается еще в античности, напоминает историк, — с появлением и распространением христианства, которое в своих истоках основывалось на конкуренции к иудаизму. В Средние века христианский анти-иудаизм радикализовался: евреев обвиняли, например, в ритуальных убийствах детей христиан, а в середине 14-го века, после вспышки чумы в Европе, стали обвинять в том, что они отравляли колодезную воду и таким образом вызвали это заболевание. За этими обвинениями последовали страшные погромы, которые стали переломным моментом в истории евреев в Западной и Центральной Европе: многие из тех, кто пережил погромы, стали селиться на востоке, в современных Польше и странах Балтии. Еще за несколько десятилетий до этого, в конце 13-го века, евреев изгнали из Англии, а в 14-м веке — из Франции.
В Средневековье закрепился стереотип жадного еврея-ростовщика и распространилось представление о евреях как о людях, тесно связанных с сильными мира сего и оказывающих закулисное влияние. Начиная с 13-го века появляется желтая нашивка на одежде — от евреев требовали носить ее для того, чтобы они внешне отличались от христиан. Таким образом, делает вывод Себастиан Фогт, ненависть к евреям в христианской Европе выполняла несколько идеологических функций: с одной стороны, она подтверждала превосходство христианской религии, а с другой — давала объяснения опасным явлениям в обществе и помогала выявить «виновных».
Расизм и теории заговора в 19-м веке
Проявления ненависти к евреям в начале 19-го века немецкий историк называет «ранним антисемитизмом» и видит его особенность в том, что он уже более не использовал в первую очередь религиозные аргументы. Анти-иудаистские элементы присутствовали и в раннем антисемитизме, но теперь, как отмечается в книге, на евреев смотрели прежде всего как на «вредителей, чужеродные тела внутри Германии, как на нелояльные элементы, которые противостояли объединению Германии и кооперировали с врагом (имеется в виду Франция. — Ред.)». «В то же время, — пишет автор, — враги евреев критиковали мнимую неизменную еврейскую сущность. Их аргументация приняла расистские черты. Одновременно с этим, враждебность по отношению к евреям отличалась от враждебности по отношению к французам или другим нациям. Из-за разрозненного проживания евреев в разных странах, в диаспоре, евреи находились вне рамок национальных государств… Таким образом они стали универсальным образом врага националистов всех стран».
Интересно отметить, как Фогт объясняет отличие расизма от антисемитизма. Антисемиты принижают евреев по расовому признаку и в то же время обвиняют их в том, что они контролируют биржи и банки, а также стремятся к мировому господству и правят из-за кулис. Антисемиты исходят из того, что евреи обладают превосходством, от которого надо защищаться. Именно это смешение глубоко уничижительного отношения и проективного возвышения и является, по мнению автора, особенностью антисемитизма.
В 19-м веке многие евреи выступали за либеральные идеи и капитализм. Зачастую враждебности к ним сопутствовали антилиберальные и антикапиталистические взгляды. В 1873 году в Германской империи начался экономический кризис вслед за биржевым крахом. Евреев обвиняли в социальных проблемах, которые возникли в результате него. Кроме того, возникли теории заговора, основанные на вере в еврейское мировое господство. В 1879 году появился сам термин «антисемитизм». Его сформулировал немецкий журналист Вильгельм Марр (Wilhelm Marr). Новый термин должен был подчеркнуть качество антисемитизма как новой, современной формы ненависти к евреям, в основе которой лежат не религиозные различия, а идеология всемирного еврейского заговора.
«Антисемитизм рассудка» по Гитлеру
Ярко выраженный антисемитизм составлял идеологическую основу деятельности Адольфа Гитлера, его политики национал-социализма и партии НСДАП. Гитлер, председатель НСДАП с 1921 года, представил основные положения своей идеологии еще в 1920 году в своей речи «Почему мы антисемиты?». В ней он заявил, что евреи якобы не способны к государственности и созидательному физическому труду, что они стремятся к мировому господству, доминируют прессу и способствуют разрушительной классовой борьбе. В книге «Майн кампф», первый том которой вышел в 1925 году, Гитлер сконцентрировал и радикализировал отдельные положения антисемитизма предыдущих лет. Он пропагандировал «антисемитизм рассудка». Ненависть к евреям, основанная на чувствах, не может привести к решению «еврейского вопроса», писал Гитлер. Себастиан Фогт цитирует письмо Гитлера 1919 года, в котором он указывал: «антисемитизм рассудка, однако, должен привести к планомерной законной борьбе и устранению привилегий евреев… Его конечной незыблемой целью должно быть устранение евреев вообще». Систематическое преследование еврейского населения и уничтожение шести миллионов евреев в Европе было трагическим следствием радикальных расовых убеждений нацистов.