Фото с сайта Depositphotos.com
Эксперт в сфере энергетики Асет Наурызбаев объяснил, почему происходят аварии на энергетических объектах и стоит ли возвращать ТЭЦ в госсобственность.
На фоне аварии, лишившей жителей Экибастуза света и тепла, президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил премьер-министру Алихану Смаилову рассмотреть вопрос возвращения в государственную собственность проблемных энергетических активов.
Поможет ли это навести порядок в отрасли и дать казахстанцам стабильный доступ к электроэнергии и теплу? Об этом в интервью «31 каналу» высказал своё мнение эксперт в сфере энергетики, экономист Асет Наурызбаев.
– Асет, расскажите, пожалуйста, о причинах аварий на энергообъектах Казахстана. Сначала Карагандинская область, потом Восточно-Казахстанская, теперь ещё и Павлодарская. Почему там происходят ЧП?
– Есть две главные причины. Первая: наше правительство и акимы городов стараются заморозить тарифы. И замораживают их совершенно неграмотным путём – просто фиксируют тариф на много лет, не повышают его, из-за этого якобы снижают социальную напряжённость. На самом деле они её повышают, потому что происходят вот такие аварии.
Вторая проблема в том, что государство недостаточно внимательно следит за собственниками, которые рассматривают амортизацию как собственный доход. Когда денежные потоки в компании формируются, часть из них никуда не тратится. Эти деньги должны идти на амортизационные расходы – на капитальные вложения, на реконструкцию. Но собственник видит в этих деньгах свой доход и забирает их.
Зачастую энергообъекты достаются их владельцам за копейки. Они уже давно свои вложения первоначальные окупили, и теперь для них та же ТЭЦ – просто денежный насос, который, сколько сил хватит, будет деньги вытаскивать. Если бы они купили за дорого, они ценили бы этот объект, сохраняли бы его стоимость.
– Если эти проблемные активы передать государству, что будет дальше?
– Это совершенно абсурдное решение. У нас и так полотрасли электроэнергетики в руках у государства. Это давно известная проблема – государственный управляющий сам за собой не может следить. Сам себя же не можешь высечь. Поэтому всегда во всех странах делят: надзорные органы государственные, а владельцы – частники. Надзорные органы определяют правила игры. А частники должны их соблюдать. У нас же зачастую, к сожалению, сами себе правила формируют и сами же в них играют.
Что делать сейчас? Сейчас в условиях острой проблемной ситуации, конечно, можно применить метод Германии, которая просто взяла и забрала газовые предприятия в управление. Это имеет смысл, тем более что у государства пока что есть холдинг «Самрук Энерго», есть опытные инженеры, которые могут спокойно управлять и решать эту проблемную ситуацию.
Но брать в собственность – это абсурд, потому что у нас и так слишком много государственной собственности. Сам себя никто сечь не будет, должно быть государство, которое надзирает, и должен быть собственник, который боится этого государства и делает всё, чтобы не было таких аварий.
– А передача в управление подразумевает, что потом это опять перейдёт в частные руки?
– Безусловно, будет продано. Как это происходит в нормальной экономике – неэффективный собственник разоряется. Сейчас этому собственнику должны быть выставлены такие штрафы, что он разорится. После чего объект должен быть продан с молотка за нормальные деньги. Если он будет продан за нормальные деньги, тогда люди будут беречь эту собственность. Если же он будет реализован по сомнительным схемам, опять из него будут деньги вытаскивать и снова бросать на произвол судьбы.
Источник: https://informburo.kz/mneniya/aset-nauryzbaev/cp-v-ekibastuze-komu-dolzny-prinadlezat-obekty-energetiki