Самый высокий уровень предпринимательского пессимизма наблюдается в Северном Казахстане

Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE  провело опрос граждан Казахстана на тему «Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане». 
Участниками опроса стали 1821 человек из Астаны, Алматы и всех 14 областных центров Казахстана. На вопросы ответили 68% женщин и  32% мужчин старше 18 лет.
Методы опроса – интервью по телефону и онлайн. 
Опрос проведен с 25 декабря 2015 года по 5 января 2016 г. 
Статистическая погрешность не превышает 2,5%.

23% жителей северных областей страны считают невозможным создание собственного бизнеса в нынешних кризисных условиях. При этом наиболее скептичны из северян жители Павлодарской области – 36%. Такие данные были получены в результате исследования, проведенного бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE на тему «Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане».

Оценивая последствия изменения курса валют и других экономических процессов, вспоминается фраза: кризис – время возможностей. Так ли это на самом деле, предстоит узнать казахстанским бизнесменам в 2016 году.

Главным положительным фактором влияния малого и среднего бизнеса (МСБ) на экономику страны является создание дополнительных рабочих мест, так думают 33% казахстанцев. Еще 13% респондентов считают таким фактором укрепление социально-экономической стабильности. По 10% отметили придание гибкости экономике страны и участие в формировании доходной части бюджета государства. Всего 4% считают главным позитивным фактором развития МСБ формирование независимости внутреннего рынка от импорта.

Главной проблемой МСБ в 2015 году, по мнению 40% казахстанцев, стало несовершенство нормативно-правовой базы и налоговые нагрузки. 28% опрошенных считают основной проблемой падение курса национальной валюты. Всего 3% казахстанцев ответили, что проблем нет, либо они незначительные.

Среди основных факторов развития МСБ в Казахстане участники исследования назвали: снижение налогов для МСБ (20%), ограничение количества проверок МСБ (10%), сотрудничество со странами Европейского Союза (ЕС) (10%), льготное кредитование (10%), применение опыта успешного развития МСБ в других странах (9%), законодательное регулирование МСБ (7%), упрощение процедур налоговой и статистической отчетности для МСБ (6%), упрощение процедур налоговой и статистической отчетности для МСБ (6%), взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (5%).

Всего 4% респондентов считают проекты Фонда развития предпринимательства «Даму» и других государственных программ основным фактором развития МСБ.

Мнения относительно предпочтительной сферы для создания бизнеса разделились между мужчинами и женщинами. 10% опрошенных женщин выбрали  продажу продовольственных товаров как сферу, в которой они хотели бы открыть свой бизнес, в то время как такое же количество мужчин выбрали ресторанный бизнес. На втором месте по популярности у женщин  открытие медицинского центра или аптеки и оказание юридических услуг и услуг нотариуса. Мужчины же выбрали образовательные услуги. За эти варианты проголосовало по 9% респондентов.

У представителей разных поколений представления о самой перспективной отрасли собственного бизнеса также разнятся. Так молодые люди в возрасте от 18 до 28 лет предпочли бы открыть свое дело в области ресторанного бизнеса (16%). В возрастной категории от 29 до 39 лет 11% респондентов выбрали открытие медицинского центра или аптеки. Около 11% респондентов в возрасте от 40 до 69 лет отметили продажу продовольственных товаров, и это стало самой популярной областью для создания бизнеса в данной возрастной группе.

Всего 78% опрошенных выбрали разные сферы, в которых хотели открыть свой бизнес. 14% респондентов на вопрос о том, в какой сфере казахстанцы хотели бы создать свое дело, респонденты отвечали, что  в сегодняшних условиях невозможно открыть свой бизнес.

На Западе Казахстана 28% жителей создали бы свой бизнес в сфере торговли. Жители южных и восточных регионов считают сферу услуг самой привлекательной для создания бизнеса, их мнения разделились по 33% и 26% соответственно. С ними согласны жители центрального региона Казахстана (40%), алматинцы (27%) и астанчане (26%).

Read Previous

Presidential election, floating exchange rate, Gennady Golovkin’s record and death of Batyrkhan Shukenov were the most notable events for Kazakhstan people in 2015

Read Next

Cолтүстік Қазақстан тұрғындары дағдарыс кезінде бизнес ашу мүмкін емес дейді