Как изменилось поведение клиентов маркетплейсов в Казахстане?

Наиболее часто приобретаемой категорией товаров на онлайн-площадках в 2023 году стали предметы одежды и обуви для взрослых, по результатам исследования Freedom Finance Global. Свыше 2000 потребителей электронной коммерции из всех регионов Казахстана приняли участие в опросе компании.

Более половины всех участников хотя бы раз приобрели вышеназванные товары за последние 12 месяцев (58,6%). Данную категорию разительно отличает тот факт, что она находится гораздо выше следующей ступени – косметики и парфюмерии (39,4%). В топ категорий также вошли средства гигиены (29,3%), хозтовары (29,2%), смартфоны и планшеты (39,3%), электроника (24,3%), мелкая бытовая техника для кухни (22,4%), компьютеры и ноутбуки (20,7%). Также популярными товарами оказались билеты – на транспорт (32,9%) и мероприятия (22,6%).

Наименее популярными товарами для приобретения на онлайн-площадках стали товары для дачи, сада, огорода (10,7%), цветы, букеты (9,8%), детские спортивные товары (6,4%) и алкоголь (5,3%).

Самой активной группой потребителей, т. е. совершающей покупки 2-3 раза в месяц или чаще на онлайн-площадках (heavy users), являются молодежь 16 лет – 24 года и высокодоходные группы. Низкодоходные и взрослые потребители (45–55 лет) составляют «ядро» аудитории, совершающей покупки раз в полгода и реже.

Wildberries (59,1%) и интернет-магазин Kaspi (54,8%) стали абсолютными лидерами среди интернет-площадок, которыми респонденты пользовались за последние 12 месяцев. Лидером по месту приобретения многих топовых категорий является маркетплейс Wildberries, лидирующий по реализации декоративной косметики, средств гигиены и бытовой химии, текстиля и аксессуаров, одежды и игрушек (семи категориям). Ему уступает Kaspi.kz (лидер по пяти направлениям), который потребители выбирают преимущественно для покупки техники и гаджетов.

Среди платформ для покупки техники и гаджетов, помимо Kaspi.kz, AliExpress, потребители склонны отдавать предпочтение локальным сетям – Sulpak, Mechta.kz, TechnoDom. Лидируют и демонстрируют позитивные связи с соответствующими категориями товаров по транспортным билетам платформы Kaspi Travel и Aviata.kz, по досуговым – Ticketon.

По мнению респондентов, самыми существенными преимуществами покупок товаров и услуг среди рассмотренных торговых площадок стали удобство сайта/приложения, возможность совершать покупку в любое время в любом месте, возможность поиска наиболее выгодной цены и широкий ассортимент товаров/услуг.

Наиболее частым способом оплаты заказов на онлайн-площадках выступает предоплата картой, но потребители в большей степени хотели бы оплачивать заказ при получении. Ключевыми потребностями пользователей онлайн-площадок в способах оплаты являются оснащение пунктов выдачи и курьеров онлайн-платформ терминалами, а также возможность оплачивать картой или наличными при получении товара.

Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global:

«Главной целью опроса казахстанцев стало изучение трендов потребительского поведения в сфере e-commerce. Как показали данные, среди критериев выбора интернет-площадки наибольшее значение для потребителей имеют ассортимент товаров, цены на товары и вариативность способов оплаты. Перед тем как совершать покупку на онлайн-площадках, пользователи чаще всего читают отзывы о товаре (83,6%), сравнивают его стоимость в разных магазинах (69%) и просматривают фотографии товара (59,7%). Немаловажным для потребителей является и поиск ориентировочной стоимости товара, подробное описание характеристик, отслеживание скидки на желаемый товар, непосредственно выбор самого интернет-магазина, в котором будет делаться покупка, сравнение похожих товаров, поиск информации о способах и стоимости доставки, возможности самовывоза и отзывы о магазинах».

Из дополнительных стимулирующих факторов онлайн-площадки главным образом привлекают потребителей бонусами или кешбэком (62,3%) и бесплатной доставкой (58,9%). Покупателей также могут привлечь скидки по промокоду или купону (29%), акции «2 + 1» и подарки за покупку при определенной сумме заказа (22,3%).

 

Подавляющее большинство респондентов (87,3%) оставляют отзывы на приобретенные товары и услуги, при этом почти всегда делают это более трети опрошенных (35,7%), а нечасто – чуть более половины (51,6%).

Самыми популярными форматами получения товаров, приобретаемых на онлайн-площадках, являются самовывоз из магазина или пункта выдачи, обычная доставка курьером, через постамат. Потребители онлайн-площадок в большей степени заинтересованы в разных форматах курьерской доставки: обычной, срочной и бесконтактной – в связи с популярностью маркетплейсов, которые в основном ориентированы на работу сети пунктов выдачи и не удовлетворяют потребность пользователей в курьерской доставке. Потребители определяют приемлемый срок доставки заказа по всем категориям до одной недели.

Отказ от покупки той или иной категории товара связан с риском покупки некачественного, реже – бракованного товара, отсутствием возможности проверить или примерить товар перед покупкой. Сложности с доставкой/возвратом/заменой товара значительно реже беспокоят потребителей.

Потребители чаще отказываются от покупки на онлайн-площадках продовольственных и медицинских товаров в связи с опасением приобрести поддельный товар. Крупных и дорогостоящих покупок они избегают из-за отсутствия возможности проверить функциональность и состояние товара до оплаты заказа.

Источник: https://bluescreen.kz/kak-izmienilos-poviedieniie-kliientov-markietplieisov-v-kazakhstanie/

Эхо войны: общественное восприятие российско-украинской войны в Центральной Азии

Управления по землетрясениям и развитию общественных пространств создают в Алматы