МИОР РК: У нас нет цели заблокировать соцсети

pixabay.com

Министерство информации и общественного развития Казахстана (МИОР) не преследует цель блокировки соцсетей в случае принятия законопроекта о защите детей от кибербуллинга.  Действующий закон о СМИ уже предоставляет такую возможность. Более того, по итогам первого чтения в Мажилисе РК  в законопроект внесены существенные доработки. В частности, внедряется институт законных представителей без обязательного наличия гражданства Казахстана у сотрудника соцсети или мессенджера, а также допускается нахождения офисов компаний не в Казахстане. 

Эти данные озвучил Кемелбек Ойшыбаев, вице-министр информации и общественного развития РК в ходе интервью на онлайн-площадке Expert Public Space — проекте Международного центра журналистики MediaNet. Запись полной версии видео-интервью доступна: https://youtu.be/pjQ3F-ByO1E

Эксперты  неоднократно выражали опасения, что меры законопроекта избыточны и могут ограничить коммуникации миллионов пользователей. Кроме того, в уголовном и административном кодексах уже имеются статьи за оскорбления, клевету, в защиту прав интеллектуальной собственности и др. Их вполне достаточно для противодействия кибербуллингу. 

Комментируя данные опасения вице-министр отметил, что законопроект противодействия кибербуллингу направлен на оперативное удаление опасного для детей контента. За 9 месяцев текущего года, представители министерства направили запрос в соцсети на удаление порядка 140 000 материалов. При этом, по словам г-на Ойшыбаева, процесс удаления происходит довольно долго. 

“В данном законопроекте был сделан акцент на удаление опасного для детей контента в течение 24 часов. С целью противодейтвия кибербуллингу и профилактике суицидов”, — подчеркнул вице-министр. 

Отдельно Кемелбек Ойшыбаев прокомментировал конфузную ситуацию с якобы эксклюзивным доступом Казахстана к внутренней “Системе уведомления о контенте” компании Meta  и последующими взаимными опровержениями. 

По словам вице-министра представители МИОР провели переговоры с гонконгским офисом Meta о возможности оперативного удаления вредоносного контента. Компания Meta выразила готовность удалять опасный контент в течение 24 часов. После чего Казахстан подключили к внутренней “Системе уведомления о контенте”.

“МИОР и глава гонконгского офиса Meta г-н Чен, договорились о совместном заявлении. Представители министерства опубликовали заявление о том, что Казахстан первым в Центральной Азии получил подобный доступ. В этот момент журналист ИА Reuters созвонился с руководителем PR-службы Meta и спросил об эксклюзивном доступе для Казахстана.  Представители Meta опровергли эту информацию, так как подобный доступ имеют правительства всего мира. После чего г-н Чен также опубликовал пост, подтверждающий предоставление доступа МИОР к системе оперативного анализа контента. Но об эксклюзивном доступе речь не шла”, — рассказал г-н Ойшыбаев. 

О новом законе “О средствах массовой коммуникации”

Комментируя законодательную работу ведомства вице-министр отметил, что закон о СМИ разработанный в 1999 году, несмотря на многочисленные поправки, требует существенной доработки. В связи с цифровизацией требуются дополнительные уточнения, новые определения. В новом законе “О средствах массовой коммуникации” планируется объединить два действующих закона — “О СМИ” и “О телерадиовещании”. Ориентировочно закон будет принят в 2024 году. В 2022 году будет создана рабочая группа, обсуждения в которой планируется начать в первом полугодии. Кемелбек Ойшыбаев отметил, что в рабочую группу приглашаются все ведущие общественные организации гражданского общества. 

“В новом законопроекте планируется несколько значительных изменений. Существенную долю займет интернет-среда. В частности, планируется разработать единые правила для онлайн-ресурсов, которые транслируют телевизионный контент. На данный момент требования к контенту относятся только к телерадиокомпаниям: по соблюдению языкового баланса, маркировке продуктов, ограничения по рекламе. Однако, эти правила не распространяются на сайты. Данные вопросы будут вынесены на обсуждение рабочей группы, с целью разработки единых правил. В тоже время МИОР понимают, что новые меры не должны стать препоной развития ТВ-контента в интернете”, — говорит г-н Ойшыбаев. Однако вице-министр заявил, что новые обязательства могут привести к некоторому ограничению и дополнительным обязательствам для стриминговых сервисов Netflix, Megogo и др.

В отношении соблюдения интересов журналистов МИОР РК планирует сократить количество рабочих дней предоставления официальной информации — с семи до двух или трех рабочих дней.

Одним из важных пунктов нового закона, возможно станет  сокращение срока подачи исковой жалобы на журналистов до года. Об этом неоднократно заявляли общественные организации и медиа-эксперты.  

Также в новом законе планируется пересмотреть и конкретизировать статус блогеров. По мнению г-на Ойшыбаева, приравнивать блогеров-любителей к журналистам не правильно. 

О госинформзаказе в сфере информационной политики

В ходе интервью вице-министр дал оценку и прокомментировал возможности реформирования госзаказа в сфере информационной политики. По мнению медиа-экспертов неправительственного сектора госинформзаказ в нынешнем виде является атавизмом и анахронизмом. “Это пережиток, мешающий развитию медиасреды и повышению конкурентоспособности СМИ. Более того государство, создавая огромный финансовый буст, превышающий в два раза объем рекламы, мешает развитию рынка и частных медиа стартапов”, — подчеркнул в интервью Адиль Джалилов, директор Международного центра журналистики MediaNet. 

Важными вопросами непрозрачности госинформзаказа стали необоснованное закрытые данные о получателях финансирования и суммах, а также о возможном финансировании из бюджетных средств блогеров. 

По заверению г-на Ойшыбаева: “На данный момент госинформ заказ не выделяется на блогеров. Все средства направляются непосредственно СМИ. “В первую очередь львиная доля госинформ заказа направляется на содержание государственных СМИ: Телерадиокорпораций “Хабар”, “Казахстан” и областных телеканалов. Затем средства направляются на онлайн-ресурсы: МИА “Казинформ”, нишевые сайты, “Казахстанская правда” и «Егемен Қазақстан». И печатные издания группы “Казак газеттеры». 

Кроме того, по словам вице-министра часть госинформзаказа, порядка 4 млд тенге., направляется на негосударственные СМИ. Данные средства распределяются комиссией на конкурсной основе. Суммы и получатели являются закрытой информацией под грифом ДСП (для служебного пользования), более того, получатели госзаказа сами не заинтересованы в раскрытии этих данных.

В новом законопроекте “О средствах массовой коммуникации” рассматривается возможность замены госинформзаказа субсидированием на поддержку работы СМИ. В этом случае медиа будут более свободны в форматах работы. 

_______________________________________________________________________

Вопросы для интервью подготовлены медиа-экспертами гражданского общества Казахстана. Проект реализует Международный центр журналистики MediaNet при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.

Предыдущий

Опрос: большинство казахстанцев поддерживает необходимость равенства мужчин и женщин

Читать далее

Meta признана худшей компанией 2021 года