Под угрозой ли легитимность Владимира Зеленского после 20 мая?

https://www.bbc.com/russian/articles/ce5l83vv1gvo

В 2019 году Владимир Зеленский избрался на пятилетний срок. Предполагалось, что если он не пойдет на второй срок или проиграет, его полномочия закончатся весной 2024 года с инаугурацией нового лидера. 20 мая исполняется ровно пять лет нахождения Зеленского у власти.

Для самого украинского лидера 20 мая станет очередным рабочим днем. Возможно, более напряженным, чем обычно, из-за ситуации на фронте. В связи с обострением боевых действий Зеленский отменил все международные визиты, в четверг провел заседание Ставки главнокомандующего в Харькове и выразил уверенность в том, что российское наступление будет сорвано. А уже дальше в планах Зеленского – подготовка к июньскому «саммиту мира», продолжение сооружения фортификаций, усиление украинской армии и перелом ситуации на фронте.

Для российской пропаганды и ряда украинских оппонентов Зеленского следующий понедельник – его последний день на должности президента Украины. День, в который Зеленский превращается в «просроченного президента», а Украина – в государство без легитимной власти.

Киевские собеседники Би-би-си утверждают, что таким образом прямо сейчас разворачивается самая масштабная комплексная информационная операция российских спецслужб в истории, цель которой – свержение в Украине законной власти и военное поражение Киева.

Би-би-си попыталась разобраться в анатомии «проблемы 20 мая» и проанализировать, что именно изменится для Владимира Зеленского, украинского общества и государства в целом с этой датой.

Почему без выборов?

Тем не менее, несмотря на все объяснения и трактовки, «проблема 20 мая» существует, ее обсуждают, на ней спекулируют. И нельзя сказать, что украинская власть не предполагала, что она актуализируется ближе к годовщине инаугурации Зеленского.

Еще прошлой осенью в Киеве много говорили о том, что неплохо было бы подкорректировать законы о выборах и о военном положении и организовать президентские выборы в определенный конституцией срок, то есть в марте 2024 года, не отменяя при этом военное положение.

Собеседники Би-би-си в коридорах украинской власти уже тогда, осенью прошлого года, рассказывали, что окружение президента и сам Владимир Зеленский прогнозировали, что с окончанием пятилетнего срока его полномочий российская пропаганда начнет раскручивать тему нелегитимности украинского президента и обвинять его в узурпации власти.

Плюс к этому, о необходимости в обозримом будущем провести в Украине выборы уже тогда заявляли западные политики во время визитов в Киев. Самыми известными из подобных призывов стали заявления американского сенатора Линдси Грема и главы ПАСЕ Тини Кокса.

В таких обстоятельствах проведение президентских выборов действительно могло выглядеть и как сильный шаг на упреждение российской пропаганды, и как ответ на заявления западных партнеров.

Владимир Зеленский тогда говорил, что он готов провести выборы, если Запад профинансирует их проведение и пришлет на них своих наблюдателей.

«Я не хочу, чтобы к власти было отношение, что она держится [за власть]», — говорил он.

В октябрьском интервью румынским СМИ Зеленский, в далеком уже 2019 году обещавший, что не пойдет на второй президентский срок, даже озвучил своеобразную формулу своего участия в президентских выборах: если голосование состоится до конца войны, то он не бросит страну и будет баллотироваться, а если уже после окончания боевых действий, то он не будет претендовать на второй президентский срок.

Одним словом, тогда ситуация выглядела так, что власть активно готовится провести выборы, но окончательное решение по этому поводу зависит исключительно от воли президента.

Тем не менее, однозначно против выборов выступил не только украинский «третий сектор» — заявление о недопустимости проведения кампании в условиях военного положения подписали свыше ста общественных организаций подчас кардинально разной направленности, — но и украинское общество. Все социологические замеры, проводимые в то время, показывали, что убедительное большинство украинцев выступает против проведения выборов до окончания войны.

Наблюдатели выделяли несколько причин такого настроя украинцев. Во-первых, и это очевидно, в ситуации незатухающих боевых действий и ракетных обстрелов даже тыловых районов Украины закрыть вопрос безопасности проведения избирательной кампании и голосования было (и остается поныне) невозможно. Во-вторых, проведение выборов во время активной фазы войны оставляло бы за бортом избирательного процесса сотни тысяч украинских военных, благодаря службе которых эти выборы вообще могли бы состояться. В-третьих, открытым оставался вопрос о том, как смогут принять в голосовании миллионы украинских беженцев. Наконец, в-четвертых, украинцы, зачастую жертвующие последние сбережения на нужды армии, отказывались понимать, почему в разгар боевых действий несколько миллиардов гривен должно пойти на организацию выборов, которые на фоне войны отнюдь не казались обществу первоочередной потребностью.

Так или иначе, 6 ноября прошлого года Владимир Зеленский заявил, что «сейчас – не время для выборов», а тот, кто вбрасывает эту тему в общество, поступает безответственно.

В принципе, на этом дискуссия вокруг гипотетического проведения выборов Украине закончилась. Иными словами, стало понятно, что ровно пятью годами президентский срок Владимира Зеленского не ограничится.

При этом, судя по публикациям украинских СМИ, власть явно осознавала, что ее решение может вызвать у недоброжелателей вопросы относительно легитимности пребывания Владимира Зеленского на посту президента и после 20 мая.

В феврале этого года издание ZN.ua сообщило, что Офис главы государства подготовил обращение в Конституционный суд. У единственного органа, уполномоченного системно трактовать положения конституции и законодательства, якобы намеревались попросить ответить на вопрос, позволяет ли основной закон проводить президентские выборы в условиях военного положения, а также разъяснить, сможет ли действующий президент считаться легитимным главой государства после окончания своего пятилетнего срока в должности.

Однако на деле это представление в Конституционный суд так и не поступило. Источники Би-би-си в этом суде утверждают, что команде президента «было бы сложно рассчитывать на быстрое, а главное – нужное себе решение».

Дело в том, что сейчас Конституционный суд недоукомплектован: в его составе лишь 13 судей из 18, при том, что для принятия решения по любому делу нужны голоса десяти из них. На подобное единодушие Офису президента рассчитывать было сложно, говорит собеседник Би-би-си в Конституционном суде, — в том числе и по причине сложной истории взаимоотношений Зеленского с этим органом (в 2020 году он сделал попытку разом отправить всех его судей в отставку, в результате конфликт закончился уходом из суда его тогдашнего главы Александра Тупицкого).

Наконец, говорит еще один собеседник Би-би-си в команде украинского президента, еще одной причиной отказа от обращения в Конституционный суд стало простое соображение: оппоненты президента посчитают, что раз соратники Зеленского спрашивают о его легитимности у судей, значит, и сами в ней не уверены. В этой ситуации репутационные издержки явно были большими, чем ожидаемая выгода от получения ответа из суда.

Подробнее: https://www.bbc.com/russian/articles/ce5l83vv1gvo

МРАКОБЕСИЕ, А НЕ ТРАДИЦИИ: В КАЗАХСТАНЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ МЕНЯЕТСЯ СТАТИСТИКА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ФАКТАМ ПОХИЩЕНИЯ ЖЕНЩИН

ОПРОС: 45% казахстанцев высказались за пожизненное заключение Куандыка Бишимбаева