фото Жанары Каримовой
25-26 ноября специальный представитель Европейского союза по Центральной Азии Терхи Хакала посетила Астану в рамках своего прощального тура по странам региона в связи с завершением мандата.
В интервью Власти Хакала рассказала о проблемах с правами человека в Казахстане, обходе санкций и водных ресурсах в Центральной Азии.
Как вы оцениваете свою работу в качестве специального представителя ЕС в Центральной Азии и как, по вашему мнению, будут развиваться отношения между ЕС и Центральной Азией в ближайшем будущем?
Я начала работать в июле 2021 года, как раз в тот момент, когда в Афганистане произошла смена режима и к власти пришли талибы. Затем произошли Январские события 2022 года в Казахстане, а за ними последовало российское вторжение в Украину. Также были события в Каракалпакстане, Горно-Бадахшанской автономной области и продолжающиеся столкновения на кыргызско-таджикской границе. Это были очень активные три с половиной года в контексте геополитических изменений и внутренних проблем в регионе.
Но я думаю, что изменения в геополитической обстановке также позволили нам быстрее углубить и укрепить отношения между ЕС и Центральной Азией. Государства-члены ЕС активизировали свои двусторонние отношения со странами Центральной Азии, особенно с Казахстаном, ведь Казахстан — крупный торговый партнер ЕС.
Также хочу отметить, что несмотря на все эти события, центральноазиатские страны смогли укрепить сплоченность друг с другом и региональное сотрудничество. Поддержка регионального сотрудничества — основа стратегии ЕС. Важно, чтобы регион стал субъектом на глобальной арене. Центральная Азия сегодня более едина, чем это было на протяжении многих лет.
Когда мы ввели новые пакеты санкций в отношении России, мы начали сотрудничество с третьими странами. Казахстан и соседи по Центральной Азии являются частью этого диалога. Мы никогда не требовали, чтобы Казахстан присоединился к санкциям. Мы просили и просим не [помогать] обходить введенные нами санкции, мы говорим о товарах двойного назначения, используемых на войне. У нас есть похожие списки с нашими партнерами, такими как США, Великобритания и Япония.
Мы вместе изучаем эти вопросы и определяем, что мы имеем в виду под товарами для войны. В этом плане у нас очень хорошее сотрудничество с Казахстаном. Наш посланник по санкциям Дэвид О’Салливан несколько раз посещал Казахстан.
Суть в том, что с помощью санкций мы пытаемся повлиять на способность России продолжать войну. Существует широкий спектр санкций: персональные, экономические, фискальные и санкции, касающиеся товаров двойного назначения.
Правительство Казахстана заявляло, что в ряде случаев обход санкций происходил через «компании-однодневки», которые импортировали товары, подпадающие под санкции, и экспортировали их в Россию. Сотрудничает ли ЕС с Казахстаном, чтобы избежать подобных ситуаций? Есть ли какие-либо решения для этого?
Такая ситуация характерна для различных санкционных режимов. Давайте посмотрим правде в глаза: Всегда найдутся люди, которые попытаются в полной мере использовать подобную ситуацию, потому что речь идет о больших деньгах. Они продают товары, которые пользуются большим спросом в оборонном секторе. У нас много данных, и мы видим эту тенденцию, но правительство Казахстана очень хорошо с нами сотрудничает.
Мы должны работать с обеими сторонами, и мы определенно делаем это в странах ЕС. Наши компании рискуют попасть под уголовное преследование, если они нарушают правила. Мы обнаружили несколько таких случаев, и это вылилось в несколько расследований по всему ЕС. Эти товары транспортируются по разным каналам. Это постоянный процесс, потому что те, кто намеренно пытается обойти санкции, постоянно меняют поведенческие паттерны. У них есть несколько уловок, чтобы сделать это, и именно поэтому мы должны работать очень тесно.
В июне, перед парламентскими выборами в ЕС, официальный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Петер Стано заявлял, что партнерство между ЕС и Центральной Азией ограничивается «желанием» стран Центральной Азии, а также принципами и ценностями ЕС. Какие ценности важны для ЕС в отношениях с Казахстаном?
В своей работе мы всегда опираемся на европейские ценности: все наши соглашения, все наши стратегии основаны на наших ценностях верховенства закона, уважения к международным договоренностям. Мы разделяем ценности Устава ООН, ценности мультилатерализма. Соглашения, которые мы заключили с Казахстаном, также включают эти ценности. Мы видим изменения в Казахстане: от политических до экономических реформ, которые сейчас проводит ваш президент.
Мы их очень поддерживаем, потому что это именно те принципы, которые мы упоминаем в наших двусторонних соглашениях. Главное — это реализация, и важно, чтобы мы работали над этим. В нынешней ситуации дела идут очень хорошо в отношениях с Казахстаном, который остается стратегическим партнером.
Есть ли различия в ценностях, которые ограничивают партнерство?
У нас есть политическое желание [сотрудничать]. Конечно, у нас есть определенные проблемы, которые мы всегда обсуждаем, но это нормально для любого партнерства. Я не вижу никаких ограничений или препятствий для ведения диалога на высоком уровне и усиления сотрудничества. Напротив, я бы сказала, что мы очень активно развиваем наше сотрудничество.
Вы встречались с Уполномоченным по правам человека в Казахстане Артуром Ластаевым в этом году, и, как сообщается, вы обсуждали новый закон о правах женщин и безопасности детей. Какие вопросы в области прав человека Казахстану все еще не удается решить?
С Ластаевым мы обсуждали права человека в рамках нашего двустороннего соглашения. Мы постоянно преодолеваем различные проблемы, потому что, на мой взгляд, ни одна страна не свободна от проблем в области прав человека. Нам всем нужно делать больше. Но во время моей последней встречи с Ластаевым, о которой вы упомянули, мы обсуждали вопросы свободы выражения мнений и свободы собраний.
1 августа, когда верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель посещал Астану, рабочая группа обсуждала онлайн-петицию против так называемой «ЛГБТ-пропаганды». Правозащитники заявляли, что петиция является «дискриминационной и стигматизирующей» и, если будет реализована, «нарушит права человека по всей стране». Министерство культуры и информации «частично поддержало петицию» и призвало к дальнейшему изучению вопроса. Если эта «частичная поддержка» примет форму законодательного действия, как изменятся отношения между ЕС и Казахстаном?
Прежде всего, я хочу сказать, что мы, на самом деле, выступаем против любой дискриминации в обществе. Это касается ценностей ЕС. Речь идет о равных правах всех граждан, всех людей, независимо от того, принадлежат ли они к религиозным или сексуальным меньшинствам — это не имеет значения. Мы боремся за равные права для всех, и это является нашей отправной точкой. Конечно, было бы очень прискорбно, если бы такая дискриминация была одобрена, но весь диалог касается общей картины дискриминационной политики. Я уверена, что мой босс, Боррель, дал бы такой же ответ.
Я не могу предвидеть, что произойдет, если такие действия будут утверждены. Государства-члены примут решение. Я знаю, что они будут недовольны, потому что в Европе мы боремся за равные права для всех: людей, женщин и детей.
Что вы имеете в виду под «общей картиной»?
Я имею в виду, что права человека охватывают широкий круг вопросов. Например, вода тоже является правом человека. Иногда мы слишком узко концентрируемся на отдельных темах, но нам нужно учитывать более широкий контекст — как развивается общество, какие права существуют внутри гражданского общества и как Казахстан выполняет свои международные обязательства. Эти обязательства даны в рамках совместной работы в ООН, ОБСЕ или двусторонних соглашений с нами. Это глобальные ценности, потому что права человека универсальны и неделимы. Это не только отдельные частные вопросы.
ЕС и Центральная Азия давно ведут переговоры об упрощении доступа граждан Центральной Азии в Шенгенскую зону. Как вы оцениваете прогресс в этом направлении? Какие условия необходимы для смягчения визового режима?
Я большой сторонник процесса упрощения визового режима. Это находится в руках Еврокомиссии и государств-членов ЕС, и процесс уже начался.
В октябре, во время заседания Совета по сотрудничеству между Казахстаном и ЕС, мы обсуждали вопросы соглашения о реадмиссии и процесса упрощения визового режима. Все находится в стадии разработки.
Мы определенно хотим быть ближе и создаем новые формы связанности — Транскаспийский транспортный коридор. Это означает, что мы также хотим создать возможности для более свободного перемещения людей между ЕС и Центральной Азией.
Соглашение о реадмиссии — это важный шаг, потому что мы стремимся предотвратить нелегальную миграцию в ЕС. Все эти соглашения взаимосвязаны. И поскольку государства-члены имеют свою позицию, переговоры проходят в формате «туда-обратно» между Еврокомиссией и странами-членами.
Цель состоит в упрощении визового режима: меньше документации и более удобный для граждан подход к подаче заявлений на визу в ЕС.
Как ЕС готов помочь странам Центральной Азии и Казахстану в частности в вопросах использования водных ресурсов?
Изменение климата уже оказывает огромное влияние на водные ресурсы. Проблемы с водой связаны с изменением климата, из-за чего уменьшаются водные ресурсы и тают ледники в регионах верхнего и нижнего течения. У нас есть несколько проектов в рамках крупных программ, называемых Team Europe, посвященных воде, климату и энергетике.
Будучи страной нижнего течения, Казахстан сильно зависит от своих соседей. Поэтому мы всегда настаиваем на региональном сотрудничестве, ведь водные проблемы являются трансграничными.
В самом Казахстане инфраструктуру необходимо модернизировать во многих отношениях.
В последние годы мы наблюдаем, что лидеры Центральной Азии уделяют приоритетное внимание вопросам воды. Для меня это знак того, что в регионе осознается важность решения этих проблем. Международный фонд спасения Арала является одним из инструментов, но также существуют другие двусторонние платформы, работа которых, к примеру, сосредоточена в области гидроэнергетики. Ведь всё это связано с продовольственной безопасностью и сельским хозяйством. Это проблема, которую необходимо держать в центре внимания уже сейчас. Этим нужно было заниматься еще вчера, потому что эти вызовы существуют уже сегодня.
Источник: https://vlast.kz/politika/62861-specialnyj-predstavitel-es-geopoliticeskie-vyzovy-ukrepili-otnosenia-mezdu-es-i-centralnoj-aziej.html