freepik.com
Как меньше зависеть от одного работодателя и при этом зарабатывать больше? Какие сферы дают такую возможность – в обзоре 5Q.
Благодаря интернету появилось больше возможностей совмещать несколько источников дохода, а многие современные профессии позволяют работать удаленно, без привязки к географии работодателя. Рассказываем о самых актуальных и которым можно обучиться за несколько месяцев, чтобы начать работать.
Сотрудничать с одним работодателем не всегда выгодно. Так, по данным Бюро национальной статистики РК, средняя заработная плата в Казахстане в ІІI квартале 2022 года составила 299,78 тыс. тенге. А медианная зарплата оценивается всего в 189 тыс. тенге.
Другая крайность – задержки зарплат. Так, в этом году казахстанские компании задолжали своим сотрудникам более 4 млрд тенге. В начале ноября 2022 года Министерство труда РК выявило 781 предприятие с задолженностью по заработной плате перед 18,9 тыс. работников. Есть как минимум 5 сфер, позволяющих если не полностью избежать, то как минимум снизить финансовые риски в подобных ситуациях.
IT-сфера богата профессиями для фрилансеров. Это разработчики, программисты, тестировщики, системщики и многие другие позиции, которые требуют совершенно разных навыков. Причем даже без умения программировать.
Веб-разработчик разрабатывает сайт и приложения под ключ. Веб-разработка состоит из двух направлений: backend и frontend.
Frontend-разработчик отвечает за видимую, или клиентскую, часть сайта, с которой взаимодействует пользователь, а бэкендер – за серверную (внутреннюю) часть веб-сервисов. Еще есть fullstack-разработчик — универсальный специалист, который знает весь процесс полностью.
QA-инженер, или тестировщик, тестирует IT-продукты на этапе разработки и помогает устранять ошибки, благодаря чему пользователи получают более качественные сервисы.
Системный администратор и DevOps-инженер разбирается в программировании и инфраструктуре и объединяет эти знания для оптимальной работы бизнеса.
Средняя зарплата в IT-сфере в 2021 году была на уровне 685 тыс. тенге. Медиана ниже на 25% — около 550 тыс. тенге. Самые большие зарплаты среди программистов в Казахстане у мобильных разработчиков — 764 тыс. тенге. Меньше всех получают тестировщики — чуть меньше 500 тыс. тенге.
Как показывает практика, чтобы освоить новую профессию в IT, не обязательно иметь профильное образование. Есть много успешных примеров, когда человек смог построить карьеру с нуля, имея большой опыт в другой сфере. Тем более лишь 78% работающих специалистов окончили университеты по специальности “информационные технологии”.
Дизайн
Существует несколько профессий в области дизайна, подходящих для удаленной работы. Вот некоторые из них:
Веб-дизайнер оформляет веб-страницы в графических редакторах. Главная задача веб-дизайнера – сделать интерфейс удобным и привлекательным для посетителя сайта.
UI/UX-дизайнер — профессия на стыке IT и дизайна. Такие специалисты проектируют интерфейсы различных сервисов, сайтов и приложений, пользоваться которыми будет интуитивно понятно, удобно и приятно.
Иллюстратор — художник, создающий изображения со смыслом для оформления книг, журналов и других печатных изданий и т.д.
Графический дизайнер оформляет объекты окружающей среды средствами графики. Он создает логотипы, фирменные стили для брендов, визуальное оформление соцсетей и рекламы и т.д.
Нередко один специалист совмещает несколько направлений в дизайне. К примеру, автор многих иллюстраций на 5q.kz Инесса Гилёва специализируется на графическом дизайне, включающем полиграфию, дизайн упаковки, иллюстрацию, оформление соцсетей.
В среднем дизайнеры зарабатывают около 300 тыс. тенге, отмечает Инесса. При этом нет максимального потолка: уровень заработка зависит от опыта, умений, скорости работы, навыков коммуникации и прайса, который ставит дизайнер на проекты. Обучиться дизайну можно как в университете, так и на профильных курсах. Но многим полезным навыкам можно научиться только на практике.
“В самом начале карьеры я работала в печатном цехе. Это были основы основ, которые применяются в печати и производстве. Это надо видеть, трогать и понимать. Так что лучшие курсы, по мне, – стажировка в реальных условиях у опытных дизайнеров”, — считает специалист.
Интернет-маркетинг и SMM
SMM – это специалист, который занимается продвижением бизнеса, брендов и различных проектов в социальных сетях. В классическом понимании эсэмэмщик ведет страницу в социальной сети, оформляет ее, развивает, следит за статистикой, придумывает креативы, пишет тексты и т.д.
“В связи с сложной обстановкой в мире и постоянно меняющимися условиями жизни крупные компании начали сокращать бюджеты на маркетинг и требовать от SMM больше функций. Появилось много новых профессий: таргетолог, сторизмейкер, мобилограф, визуализатор бренда и т.д. В связи с этим выросла конкуренция и начали размываться границы обязанностей SMM-специалистов”, — объясняет SMM-менеджер 5q.media Евгения Терехова.
Для SMM не менее важны гибкие навыки. Еще нужно уметь работать с рекламными кабинетами, обладать навыками копирайтинга, контент-маркетинга, разработки и реализации маркетинговой стратегии в рекламных каналах, знать основы SEO-продвижения и уметь работать с системами аналитики.
Зарабатывают SMM по-разному. Среднюю зарплату по рынку вывести сложно.
“Можно взять 2 проекта за 500 тыс. тенге, а можно 10 за 50 тыс. тенге. Но, по личному опыту, один специалист не в силах качественно вести больше 5 проектов параллельно. При этом многие дополнительно ведут консультации либо проводят обучение и записывают свои курсы”, — отмечает Евгения.
Копирайтинг
Сильные тексты способны решать разные задачи, в том числе и бизнеса. Как раз этим и занимаются копирайтеры. Их труд помогает выводить сайты на лидирующие позиции в поисковиках, создавать виральный контент в соцсетях, повышать продажи и не только.
Такой специалист умеет расставлять смысловые акценты и находить новые ракурсы, предлагая брендам креативные способы решения бизнес-задач.
SEO-копирайтеры создают материалы, предназначенные специально для распространения в Сети, так, чтобы они соответствовали требованиям поисковых систем. Такие специалисты должны уметь использовать гипертекст, уметь оформлять метатеги. Приветствуется знание HTML и CSS и владение программами, предназначенными для оптимизации текста.
Заработок копирайтера зависит от его квалификации, опыта, грамотности, ответственности, креативности и работоспособности. На старте карьеры гонорары могут быть невысокими, но в крупных компаниях копирайтинг может обеспечить стабильный и конкурентный доход.
Вузы пока копирайтингу не учат. Преимущественно, это выпускники гуманитарных факультетов с литературными способностями, которые совершенствуют необходимые навыки и знания на практике. А научиться теории копирайтинга и SEO-оптимизации можно на специальных курсах.
Видеограф
Видеограф, или видеомейкер, создает контент для видеохостингов, соцсетей и телевидения. Он снимает, монтирует и красит видео, иногда занимается его продвижением. Это могут быть рекламные ролики, блоги, обзоры, курсы, репортажи, интервью, клипы и не только.
Обычно видеомейкеры снимают видео на профессиональном оборудовании. Мобилограф снимает тот же контент на смартфон. Создание мобильных видео обходится дешевле и быстрее и больше подходит для соцсетей, поощряющих вертикальный формат. Но в целом подход и задачи те же.
Помимо оборудования, видеомейкер должен уметь совмещать в себе навыки нескольких специалистов, заменяя целый продакшен. Это и анализ трендов, создание концепции, видеосъемка, режиссура, продюсирование и последующий монтаж с подбором эффектов и звукового сопровождения.
Средний доход востребованного видеомейкера начинается от 500 тыс. тенге и повышается в зависимости от его навыков. Мобилографызарабатывают по-разному, стоимость одного ролика может варьироваться от 25 тыс. до 500 тыс. тенге.
Чтобы войти в профессию, не обязательно несколько лет учиться на оператора. Освоить азы также помогают онлайн-образование и практика.
Где искать работу на фрилансе?
Большую роль в поиске клиентов играют опыт работы и наработанная клиентура. Также искать работу помогают фриланс-биржи вроде fl.ru. Иностранных клиентов, которые будут платить в долларах, можно найти на зарубежных площадках типа fiverr.com.
Минус таких площадок — высокая конкуренция. За каждый заказ приходится буквально бороться. На одно объявление может быть 20-60 откликов, и, чтобы получить заказ, приходится демпинговать, что сильно сказывается на ценнике, объясняет дизайнер.
Стоит учитывать и комиссию площадки, обычно это около 20% от суммы заказа. Но здесь можно набраться необходимого опыта и составить портфолио. И, если приглянуться заказчику, можно найти постоянных клиентов, чтобы в последующим работать с ними напрямую.
Также клиентов можно найти в соцсетях, к примеру, в Telegram, где много фриланс-чатов и разовых заказов. Кому-то помогает запуск таргетированной рекламы в соцсетях.
Не стоит пренебрегать и традиционными рекрутинговыми сайтами, такими как hh.kz, отмечает Евгения Терехова. Также стоит рассмотреть иностранные аналоги — indeed.com или linkedin.com.
Многие компании стали нанимать фрилансеров на проекты. “Сейчас тренд на объединение фрилансеров в мини-команды, проектные команды, которые заходят в проект, выполняют его и берут следующий. Мало кто работает в одиночку”, — резюмирует Евгения.
Но чаще всего заказы на рынке фриланса приходят через сарафанное радио. Поэтому самая лучшая реклама — качественно выполненные заказы и хорошее портфолио, говорит специалист.
Источник: https://5q.kz/posts/5-sfer-dlya-vygodnogo-frilansa