Эксперты: Искусственный интеллект не заменит учителя и поможет сократить разрыв в уровне образования

Фото: bluescreen.kz

Искусственный интеллект не заменит учителя, но может освободить его от рутинной работы, забрав на себя часть задач. Для Казахстана ИИ – одна из возможностей, которая поможет сократить разрыв в уровне образования детей из разных регионов и социальных слоев, обеспечив любому ребенку полноценный доступ к самым лучшим учебным программам и материалам. Тем не менее, необходимо прорабатывать правила этического, безопасного и допустимого использования ИИ — прорабатывать и обучать им детей.

Так считают эксперты панельной сессии «Классическое образование в эпоху ИИ», проходившей в рамках Республиканского августовского саммита педагогов 2024 года. Панельная сессия была организована мультиплатформенным научно-образовательным проектом Qalam Global.

Участники прежде всего обсудили исследование аналитиков Всемирного Экономического Форума об образовании в эпоху ИИ, где говорилось о том, что ИИ не заменит учителей в ближайшем будущем, но при этом поможет автоматизировать от 20 до 40% рутинных задач.

Ник Макфлай, эксперт в области искусственного интеллекта, согласен с заключением исследования. Он отметил, что никакой замены не будет и ИИ станет дополнительным помощником для учителей:

«ИИ не работает отдельно, он не сам по себе. ИИ дополняет учителя. Возможно, с помощью ИИ получится добиться более глубокой связи между учениками и учителем, потому что ИИ действительно может забрать на себя какую-то рутину».

По словам Рауана Кенжеханулы, основателя и генерального директора компании Bilim Media Group, в отличие от других стран, в Казахстане школьная программа полностью оцифрована. Это позволяет подойти к вопросам применения новых технологий и инструментов, вроде ИИ, максимально подготовленными.

«Считаю, что ИИ для нас – огромная возможность. Мы живем в регионе и стране, где существует огромный разрыв в качестве образования, и очень небольшая часть школьников имеет доступ к высокуровневому обучению. Просто в силу объективных причин, связанных с инфраструктурой: например, учеба в две-три смены и так далее. Если в больших странах, где эти проблемы решаются деньгами, ИИ пока еще интересная фишка и, наверное, в таком русле и будет развиваться, то для нас это огромная возможность быстро изменить ситуацию в корне и сократить вышеупомянутый разрыв. Возможность сделать так, чтобы каждый ребенок, независимо от того, где он живет, получил доступ к качественному контенту и помощнику», – отмечает спикер.

Алина Алимбаева, магистр химии, заявила, что уже сейчас многие преподаватели используют ИИ для самых разных задач – от разработки персонализированных задач для каждого ребенка в классе до проверки письменных работ учеников.

«Все должно начаться с трансформации мышления учителей. Когда каждый учитель поймет, что, да, это неизбежно, и в принципе никакой опасности от ИИ нет, все это можно достаточно интересно интегрировать в ежедневную работу. Мы говорим про то, что ИИ должен облегчать рутину, мы не говорим о том, что он будет за нас учить. Это все будем делать мы. Мы просто используем его чтобы облегчить работу для того, чтобы мы больше были с детьми», – говорит преподавательница.

Станислав Кауров, член Общественного совета Министерства просвещения РК, отмечает, что ИИ воспринимается учителями по-разному:

«С одной стороны, я вижу коллег, которые реально это используют, передают ИИ рутинные функции. С другой стороны, есть учители, которые говорят: «ИИ – это хорошо, но у меня из инструментов доска и мел». Надо закрыть этот базовый уровень, чтобы перейти на следующий, который позволит учителю действительно заинтересоваться ИИ, и задаться вопросами: «Что это?», «А как это реально можно использовать?», «Как ИИ облегчит мою учительскую жизнь?».

Говоря о персонализации учебного процесса с помощью ИИ, он подчеркнул существование стандартов и требований, которые не всегда позволяют гибко подстраиваться под новые технологии.

Рауан Кенжеханулы отмечает, что такой вопрос возник не только в Казахстане, но и во всем мире:

«Регулятор всегда будет опаздывать. Это закономерность. Мы это видим и в других индустриях. Так было в финтехе, где регулятор уже постфактум узаконил то, что появилось на рынке. Примерно то же самое случится и в EdTech».

Спикеры панельной сессии также обсудили вопрос этического и уместного использования ИИ.

Жар Зардыхан, историк и главный редактор проекта Qalam.global, рассказал о том, что в ходе развития ИИ, как и в других сферах, сначала генерируется огромное количество информации, а потом часть отсеивается.

«Мне, как историку, не нравятся визуальные образы от ИИ сейчас. Когда просишь показать Казахстан XVIвека, он может изобразить, например, пагоды. Это плохо, потому что такой контент распространяется, особенно в соцсетях, и у людей создаются ложные представления. Например, касательно того, как выглядел казахский воин или его костюм. Конечно, ИИ – обучаемая система, кроме того, и на уровне разработки, и на уровне пользователя мы можем его корректировать», – говорит спикер.
«Этическое и уместное использование новых технологий должно быть интегрировано в каждый предмет. Правила поведения, правила безопасности должны быть вшиты в каждую дисциплину. Вопрос в большей степени к регулятору, и уже идут активные дискуссии на эту тему», – сообщил Рауан Кенжеханулы.

Станислав Кауров отметил, что такие правила должны быть восприняты детьми как естественные:

«Мы можем принять множество актов про то, что надо или нельзя делать на уроках, но когда ученик приходит домой, мы не сможем проследить, придерживается он этим правилам или нет. Конечно, некие правила игры нужны, но они должны восприниматься как естественные, потому что наши дети воспринимают этот инструмент естественным образом».
Источник: https://bluescreen.kz/ekspierty-iskusstviennyi-intielliekt-nie-zamienit-uchitielia-i-pomozhiet-sokratit-razryv-v-urovnie-obrazovaniia/

Двойные стандарты традиционализма?

Государственный праздник под угрозой удара российских ракет