
фото Дмитрия Мазоренко
Реформа НДС обнажила старые проблемы в коммуникации государства — как с обществом, так и на разных уровнях системы госуправления.
За последние две недели чиновники объездили почти все регионы, чтобы встретиться с предпринимателями. Но не для того, чтобы предварительно обсудить с ними содержание реформы, а чтобы придать легитимности уже принятому решению.
Опрошенные «Властью» эксперты напоминают, что это привычная практика для властей Казахстана. Они не вовлекают общество в дискуссию по поводу изменения той или иной политики, предпочитая делать это в кулуарах. А отсутствие реального представительства в парламенте и других государственных органах лишает граждан возможности влиять на решение на других этапах его принятия.
Кулуарный подход позволяет государству легко менять позицию. Несмотря на обещание подтолкнуть крупный бизнес больше вкладывать в развитие страны, которое президент Касым-Жомарт Токаев дал после Қанды Қаңтар, бремя налоговой реформы ляжет в основном на МСБ и потребителей.
Но и кулуарный способ принятия решений не отличается последовательностью. Несмотря на поручения президента правительству переосмыслить саму логику НДС, его экономический блок выступал лишь с предложением повысить ставку. Кабмин, как полагают эксперты, не основывал свои предложения на каких-либо серьезных моделях и не рассматривал их в контексте долгосрочной экономической политики.
Как итог, гражданам была представлена плохо спроектированная реформа, которая может не только ухудшить благосостояние населения, но и повысить зависимость экономики от экспорта природных ресурсов.
Тур по регионам
В начале февраля президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству детально обсудить налоговую реформу с бизнесом. Но фактически решение о повышении НДС до 16% было принято еще 10 февраля. В это же время экономический блок правительства во главе с премьер-министром Олжасом Бектеновым отправился в регионы для его разъяснения.
Во время встреч представители министерства национальной экономики, включая самого министра Серика Жумангарина, раз за разом повторяли: «ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире», а ее повышение и расширение круга налогоплательщиков создаст «равные конкурентные условия» и увеличит доходную часть бюджета.
Однако все пошло вразрез с планами правительства. Встречи с местным бизнесом стали местом выражения недовольства — большинство предпринимателей там выступали против повышения НДС.
На встрече в области Жетысу член регионального совета палаты предпринимателей Баниямин Файзулин заявил, что это решение приведет к снижению потребления и ухудшению уровня жизни большинства граждан.
«Например, в 2019 году в России ставка НДС была увеличена с 18% до 20%, что привело к росту инфляции с 2,9% до почти 5%. Прогнозы для Казахстана также неутешительные: в первый год после повышения ценники на продукты, лекарства и коммунальные услуги могут вырасти на 8-12% минимум, а покупательская способность населения снизится на 10-15%», — сказал Файзулин.
На встрече в Уральске руководитель консалтинговой компании «Эмили Групп» Фарид Бахтиозин подчеркнул, что предложенная реформа не содержит четких параметров и расчетов. А отсутствие осторожности здесь может привести к банкротству многих предприятий.
«Одномоментно загнать весь малый и средний бизнес в единые рамки налогообложения нельзя. НДС – очень сложный налог. И я, как профессиональный бухгалтер, могу сказать, что даже мне очень сложно разобраться во всех его нюансах», — заявил Бахтиозин.
На встрече в Акмолинской области председатель совета по защите прав предпринимателей Валентина Геращенко возмутилась тем, как правительство определяет процентную ставку НДС.
«Поначалу речь шла о 20% НДС, теперь уже о 16%. Почему не 14% или 15%? Почему ставка 10% для одних отраслей? Необходима детальная расшифровка. Это ведь не игра в цифры, это индикатор фундаментальной проблемы министерства финансов», — отметилаГеращенко.
Искаженная коммуникация
В конце каждой из встреч в регионах чиновники обещали, что правительство учтет все мнения и найдет баланс между поддержкой бизнеса и необходимостью пополнить бюджет.
Проблема здесь не только в том, что решение внести в парламент поправки в Налоговый кодекс со ставкой НДС в 16% было принято сразу после окончания поездок по областям, без изучения озвученных там замечаний. Но и в том, что обсуждение желания государства повысить налоги с обществом должно было предшествовать презентации реформы.
Политолог Димаш Альжанов назвал обычной практику, когда государство избегает консультаций с обществом, особенно на начальной стадии принятия решений. Все потому, что у общества отсутствует представительство в органах власти. Из-за этого оно отрезано от взаимодействия на уровне парламента и правительства.
Для администрации Токаева, как подчеркивает эксперт, решение поднять НДС является ключевым: «Они понимают политические риски и сейчас отправляют чиновников вести разъяснительную работу, чтобы снизить уровень недовольства. Задача — не допустить всплеска протестов».
Правительство, поясняет Альжанов, не имеет политической самостоятельности. Оно формируется президентом и полагается на его поручения. У парламента также нет политической самостоятельности, чтобы менять министров и использовать вотум недоверия и побуждать правительство к эффективным действиям.
Все это приводит к тому, что важные политические решения принимаются президентом и его администрацией в кулуарах. Тогда как публичность и инициативность невыгодна для чиновников — за это им грозит наказание.
«Неудивительно, что заместителями премьер-министра являются близкие к президенту фигуры — Мурат Нуртлеу и Канат Бозумбаев. Они ждут, пока весь негатив с противоречивыми решениями по НДС и неудовлетворительной экономической политикой не уйдет вместе с Бектеновым», — говорит Альжанов
Другой аспект этой проблемы — невыполненные после Қанды Қаңтар обещанияпрезидента улучшить материальное положение граждан за счет большей отдачи от крупного бизнеса: как в виде налогов, так и в виде инвестиций. Сейчас мы наблюдаем ровно обратный процесс.
По словам экономиста Касымхана Каппарова, предложенная реформа НДС в гораздо большей степени скажется на самочувствии МСБ и населения, а не крупного бизнеса. Прежде всего потому, что последний уже является плательщиком НДС и ему не придется кардинально перестраивать работу бухгалтерии. У него также больше ресурсов, чтобы выдержать повышение налоговой нагрузки.
Более того, правительство пока не объяснило то, сохранится ли механизм возврата НДС экспортерам и как изменится его действие.
«Может сложиться такая ситуация, что собираемость налогов будет ниже плана правительства, а обязательства по возврату НДС — выше. То есть НДС будут возвращать крупному бизнесу, в основном сырьевым экспортерам, а собирать налоги с мелких компаний, работающих на внутреннем рынке: торговых, сервисных и других», — подчеркнул экономист.
Экономист и директор Zertteu Research Шолпан Айтенова полагает, что решение ограничить налоговую нагрузку на крупный бизнес может быть связано как с его лоббистской силой, которой нет у МСБ, так и с желанием государства сохранить финансовые резервы у крупного бизнеса, чтобы использовать их при чрезвычайных ситуациях, как это было во время прошлогодних паводков.
Айтенова также добавила, что у государства есть потенциал для повышения корпоративного подоходного налога, основным плательщиком которого является крупный бизнес. В практике Казахстана уже был момент, когда его ставка достигала 30%. Однако правительство мыслит в другом направлении.
«Просто НДС — это самый легкий для сбора налог. Плюс много законодательных актов менять не надо», — пояснила она.
Подробнее: https://vlast.kz/jekonomika/63968-kakie-osibki-soversilo-pravitelstvo-pri-obavlenii-reformy-nds.html