Different fuel pistols .somewhere in Amsterdam city
Казахстану грозят новые перетоки горюче-смазочных материалов (ГСМ) за рубеж в увеличенных бензобаках – проблема, о которой КазТАГ регулярно писал в связи с бесконтрольным вывозом казахстанского бензина и дизтоплива нашими южными соседями, казалось, была решена, но актуализировалась вновь с серьезными сложностями уже в России, которые вызваны войной в Украине.
О последствиях для топливного рынка России атак украинских дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) говорят не только эксперты, но и авторитетные мировые СМИ, такие как, например, BBC и Reuters – цены на бензин у северного соседа уже выросли и, по прогнозам, продолжат расти. По некоторым оценкам, дефицит ГСМ на российском рынке может достигнуть 25%.
Естественно, ожидается не только снижение поставок бензина в Казахстан из России, но более того – взор российских перекупщиков может быть обращен на саму нашу страну, где стоимость бензина и дизельного топлива самая низкая в регионе. Не исключен обратный отток казахстанских ГСМ в Россию. И это на фоне естественного роста потребления нефтепродуктов внутри Казахстана, связанного с началом весенне-полевых работ, увеличением грузовых и пассажирских перевозок и ряда других факторов может оказать значительное давление на цены.
Казахстанский обыватель привык к материалам о многочисленных заторах на границе, в первую очередь – с нашими южными соседями. В то же время, КазТАГ неоднократно называл одну из главных причин – немалую долю всего этого транспортного потока составляют не столько грузоперевозчики, сколько автомобили с увеличенными бензобаками, которые заезжают в Казахстан с одной единственной целью – «заправиться» на приграничной казахстанской автозаправочной станции (АЗС) по дешевке и «по максимуму» и сбыть вывезенные таким образом ГСМ подороже.
Речь идет о целой «серой» «отрасли» таких топливных «челночников», методично переправляющих топливо с одной стороны границы на другую. Ситуация обрела угрожающие для внутреннего рынка Казахстана масштабы – о регулярных проблемах дефицита ГСМ на внутреннем рынке КазТАГ тоже писал неоднократно.
Это не могло продолжаться бесконечно и правительством Казахстана был найден выход – в 2023 году была внедрена практика продажи иностранным автомобилистам дизтоплива в объеме свыше 100 литров по завышенным ценам. Тогда речь шла лишь о «солярке», но именно она и пользовалась повышенным сезонным спросом. С внедрением соответствующей цифровой карты «челночить» ради дизтоплива в Казахстан стало просто невыгодно. На время.
И так как мера в итоге оказалась временной, сейчас кабмин готовится вернуть повышенные для иностранцев цены на ГСМ. 5 апреля КазТАГ сообщал, что Казахстан вернет дифференцированные цены для иностранных грузовиков на приграничных АЗС. На этот раз речь идет не только о дизтопливе, но и о бензине – редакция 11 апреля приводила планируемые цены для иностранцев. Ожидается, что тем самым минэнерго Казахстана удастся перекрыть возможность транзитникам и приграничным перекупщикам спокойно затариваться ГСМ и выезжать из страны.
В дополнение к указанным мерам, комитет государственных доходов министерства финансов Казахстана ужесточает проверки на границе. По официальным данным, только в I квартале 2024 года на казахстанско-российской границе было выявлено и пресечено 103 попытки незаконного вывоза ГСМ на 13 650 литров. На казахстанско-узбекской границе пресекли 68 попыток на 11 135 литров.
Резюмируя, можно отметить, что в связи с перебоями в работе российских НПЗ нехватка топлива в регионе будет ощущаться еще сильнее. Это, в свою очередь, обострит другие негативные факторы, влияющие на ценообразование. А потому, нет сомнений, что Казахстан продолжит противодействовать ситуации всеми доступными ему способами.
Источник: https://kaztag.kz/ru/standpoint/smozhet-li-kazakhstan-uderzhat-nizkie-tseny-na-toplivo-na-fone-novykh-vneshnikh-shokov